Придомовая территория многоквартирного дома в рб

Разъяснения по указу 535

Придомовая территория многоквартирного дома в рб

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь в связи с многочисленными обращениями граждан по вопросу нововведений в порядке оказания  и начисления платы за некоторые основные жилищно-коммунальные услуги предлагает ознакомиться с официальными разъяснениями по данному вопросу.

С вступлением в силу с 1 января 2016 г. Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2015 г. № 535 «О предоставлении жилищно-коммунальных услуг» (далее – Указ) изменился состав основных жилищно-коммунальных услуг.

Так, из состава работ по техническому обслуживанию жилого дома в отдельную услугу выделена уборка мест общего пользования и придомовой территории. Вместо услуги по пользованию лифтом появилась услуга по техническому обслуживанию лифта.

Помимо этого у граждан возникла обязанность возмещать расходы на  электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования, а также электроэнергию, потребляемую на движение лифта.

Указом определен порядок начисления платы за эти услуги и порядок возмещения указанных расходов.

Плата за санитарное содержание мест общего пользования, дезинсекцию, дезинфекцию, дератизацию, в также возмещение расходов на электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования, техническое обслуживание лифта теперь зависят от общей площади принадлежащего потребителю и (или) занимаемого им жилого и (или) нежилого помещения. Такой подход обусловлен следующим.

В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее – ЖК) совместное домовладение – правоотношения собственников объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности двух и более собственников.

Т.е. жилой дом, состоящий из двух и более жилых и (или) нежилых помещений, является совместным домовладением.

Право собственности наделяет своего носителя не только правами, но и обязанностями, и в соответствии со статьей 211 Гражданского кодекса Республики Беларусь именно собственник содержит принадлежащее ему имущество, если иное не предусмотрено законодательством или договором.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 252 Гражданского кодекса Республики Беларусь каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также издержках по его содержанию и сохранению.

  Статьей 166 ЖК определено, что участник совместного домовладения обязан нести расходы по эксплуатации (содержанию, техническому обслуживанию, текущему ремонту и капитальному ремонту) общего имущества пропорционально его доле в праве общей собственности на это имущество, если иное не установлено законодательством.

Справочно.

В соответствии с пунктом 33 статьи 1 ЖК общее имущество – помещения, расположенные за пределами квартир и (или) нежилых помещений и предназначенные для обслуживания двух и более жилых и (или) нежилых помещений в жилом доме, ином капитальном строении (здании, сооружении), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, обслуживающее два и более жилых и (или) нежилых помещения и находящееся внутри или за пределами жилого дома, иного капитального строения (здания, сооружения), групповые приборы учета расхода воды, тепловой и электрической энергии, газа, а также объекты, расположенные на придомовой территории и предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства жилого дома, иного капитального строения (здания, сооружения).

Так как места общего пользования, а также лифт являются общим имуществом совместного домовладения, то и начисление платы за их обслуживание и уборку зависит от доли в праве общей собственности на это имущество.

Данный подход используется с 1999 года также при начислении платы за техническое обслуживание жилого дома.

Такой способ распределения расходов применяется также в Российской Федерации, Украине, Германии, Польше.

В соответствии с подпунктом 1.

4 пункта 1 Указа расходы организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, на электроэнергию, потребляемую на работу лифтов, возмещаются ежемесячно потребителями, исходя из количества граждан, зарегистрированных по месту жительства в жилом помещении, а по нежилым помещениям – в соответствии с критериями, определяемыми Советом Министров Республики Беларусь.

Нормами действующего Положения о порядке начисления платы за жилищно-коммунальные услуги и пользованием жилым помещением государственного жилищного фонда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г.

№ 571, в отношении потребителей, проживающих на первых этажах и этажах, на которых расположена первая остановочная площадка лифта, а также детей до одного года предусмотрено освобождение от внесения платы за пользование лифтом.

Данный подход будет учтен при корректировке данного постановления  в целях реализации Указа.

В соответствии с подпунктом 1.

7. пункта 1 Указа поддержание и восстановление санитарного и технического состояния придомовой территории многоквартирного жилого дома, т.е. уборка придомовой территории, осуществляются за счет средств местных бюджетов базового уровня.

Поддержание и восстановление санитарного и технического состояния придомовой территории, переданной в аренду или для обслуживания жилых домов товариществам собственников, организациям застройщиков, организациям, имеющим в собственности, владении либо пользовании объекты жилищного фонда, осуществляются ими самостоятельно за счет собственных средств.

Таким образом, в случае если земельный участок передан в аренду или для обслуживания товариществу собственников или организации застройщиков (ЖСПК), иной организации-собственнику (владельцу) объекта жилищного фонда осуществлять уборку данной территории они будут за счет собственных средств.

Источник: http://mjkx.gov.by/novosti/item/413-raz-yasneniya-po-ukazu-535

Придомовая территория многоквартирного жилого дома. Кто за что отвечает?

Придомовая территория многоквартирного дома в рб

Вариант 1: домом управляет уполномоченное лицо.

Поддержание и восстановление санитарного и технического состояния придомовой территории многоквартирного жилого дома осуществляются за счет средств местных бюджетов базового уровня и бюджета города Минска (ч. 1 п. 3 ст. 32 Жилищного кодекса Республики Беларусь).

Данный механизм применяется к домам, в которых не созданы организации собственников и которые управляются уполномоченным лицом, назначенным местным исполнительным и распорядительным органом (ст. 154 ЖК).

Поддержание и восстановление санитарного и технического состояния придомовой территории относится к обязанностям организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги (абз. 5 п. 2 ст. 90, п. 2 ст. 155 ЖК, подп. 6.1 п. 6 ст.

 16 11 Закона Республики Беларусь от 16.07.2008 № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг»), то есть и к обязанностям уполномоченного лица (подп. 3.1 п.

 3 Типового договора на управление общим имуществом совместного домовладения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.11.2020 № 654).

Уполномоченное лицо обеспечивает поддержание и восстановление санитарного и технического состояния придомовой территории на основании договора на управление общим имуществом совместного домовладения либо самостоятельно, либо с привлечением сторонней организации.

Поддержание и восстановление санитарного и технического состояния придомовой территории многоквартирного жилого дома не относится к жилищно-коммунальным услугам, оказываемым на конкурентной основе (п. 1 ст. 11 Закона № 405-З). Таким образом, в случае привлечения сторонней организации уполномоченное лицо выбирает ее самостоятельно, без проведения конкурса и согласования с жильцами.

Если жильцы дома недовольны качеством санитарного и технического состояния придомовой территории, они могут подать жалобу самому уполномоченному лицу, а также в местный исполком (абз. 5–6 ст. 25 Закона № 405-З), и требовать либо надлежащего оказания услуг, либо расторжения договора со сторонней организацией и заключения договора с иным исполнителем.

Вариант 2: домом управляет организация собственников.

Поддержание и восстановление санитарного и технического состояния придомовой территории, переданной в аренду или для обслуживания жилых домов организациям собственников, организациям, имеющим в собственности, владении либо пользовании объекты жилищного фонда, осуществляются ими за счет собственных средств (ч. 2 п. 3 ст. 32 ЖК).

Отметим, что если придомовая территория передана в аренду или для обслуживания жилых домов организации собственников, но управление осуществляется уполномоченным лицом (например, не избран председатель правления), то поддержание и восстановление санитарного и технического состояния придомовой территории осуществляется уполномоченным лицом на основании договора на управление общим имуществом совместного домовладения либо самостоятельно, либо с привлечением сторонней организации за счет средств организации собственников (взносов членов).

Отказаться от исполнения договора на управление общим имуществом члены организации собственников не могут, поскольку потребитель вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего договора в случаях, если участниками совместного домовладения принято решение:

о создании товарищества собственников;

об управлении общим имуществом непосредственно участниками совместного домовладения;

о согласовании с местным исполнительным и распорядительным органом избранного на общем собрании участников совместного домовладения председателя правления товарищества собственников, организации застройщиков (п. 13 Типового договора на управление общим имуществом совместного домовладения).

Организация собственников обязана обеспечивать организацию обслуживания объектов недвижимого имущества, а также придомовой территории (абз. 2 п. 1 ст. 178 ЖК).

Председатель правления организации собственников обязан выполнять требования актов законодательства по управлению общим имуществом совместного домовладения, в том числе по качественному и своевременному обеспечению предоставления жилищно-коммунальных услуг, содержанию общего имущества совместного домовладения и придомовой территории (абз. 3 п. 3 ст. 170 ЖК).

Организация собственников обеспечивает поддержание и восстановление санитарного и технического состояния придомовой территории либо самостоятельно, либо с привлечением сторонней организации (абз. 6 п. 1 ст. 177 ЖК).

В случае привлечения сторонней организации председатель правления организации собственников выбирает ее самостоятельно, если иное не предусмотрено решением общего собрания собственников (абз. 6 п. 2, ст. 170 ЖК).

Общее собрание организации собственников вправе принять решение о выборе определенной организации для поддержания и восстановления санитарного и технического состояния придомовой территории либо обязать председателя правления провести конкурс.

Если члены организации-собственников недовольны качеством поддержания и восстановления санитарного и технического состояния придомовой территории (или просто хотят сменить исполнителя), они могут принять на общем собрании организации собственников решение об одностороннем отказе от договора в соответствии со ст. 736 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Обустройство придомовых территорий элементами озеленения, благоустройства и их дальнейшее содержание.

Обустройство придомовых территорий элементами озеленения, благоустройства и их дальнейшее содержание относится к дополнительным жилищно-коммунальным услугам (Перечень дополнительных жилищно-коммунальных услуг, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2009 № 99).

Если потребителями принято решение об оказании соответствующей дополнительной жилищно-коммунальной услуги, то организация собственников обязана организовать ее оказание.

Данная услуга оказывается на конкурентной основе (п. 1 ст. 11 Закона № 405-З).

В случае, если управление общим имуществом совместного домовладения осуществляется организацией собственников, решение о выборе исполнителя жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной основе, в интересах потребителя может приниматься организацией собственников (ч. 2 п. 3 ст. 11 Закона № 405-З).

В случае, если управление общим имуществом совместного домовладения осуществляется уполномоченным лицом, решение о выборе исполнителя жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной основе, указанных в договоре на управление общим имуществом совместного домовладения, в интересах потребителя принимается уполномоченным лицом (ч. 3 п. 3 ст. 11 Закона № 405-З).

В указанных случаях выбор исполнителя осуществляется по результатам проведения конкурса в порядке, определяемом Положением о порядке проведения конкурсов на оказание жилищно-коммунальных услуг (выполнение работ), предоставляемых на конкурентной основе, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.12.2019 № 826.

Если жильцы дома недовольны качеством обустройства придомовых территорий, элементами озеленения, благоустройства и их дальнейшего содержания, они могут подать жалобу самому уполномоченному лицу с требованием расторжения договора с победителем конкурса и заключения договора с иным исполнителем.

В организации собственников аналогичные требования могут быть обращены председателю правления, в том числе путем принятия решения общим собранием организации собственников.

В заключение отметим, что все споры, связанные с поддержанием и восстановлением санитарного и технического состояния придомовой территории многоквартирного жилого дома, могут быть разрешены в административном (путем обращения в местный исполком) или в судебном (путем подачи жалобы в суд) порядке.

Олег БАНДЫК, юрист

Портал коммунальной грамотности

19 Янв 2021

3803

Источник: https://gkx.by/poleznye-sovety/3141-pridomovaya-territoriya-mnogokvartirnogo-zhilogo-doma-kto-za-chto-otvechaet

Благоустройство и содержание территории: определяем обязанных лиц и перечень работ

Придомовая территория многоквартирного дома в рб

Благоустройство и содержание (эксплуатация) земельных участков — это комплекс работ, которые необходимо выполнять на земельном участке. В зависимости от права на земельный участок, времени года и других условий перечень работ отличается.

Какие виды работ относят к благоустройству и содержанию территории

Основная цель работ — приведение территории в состояние, пригодное для использования зданий (сооружений), инженерных и транспортных коммуникаций, создания благоприятных и безопасных условий для жизнедеятельности населения .

Благоустройство и содержание (эксплуатация) территории включают:

— санитарную очистку и уборку территории. В том числе очистку зданий, сооружений, фонтанов, скамеек и других объектов на территории . Например, здания и сооружения необходимо очищать от надписей, листовок, объявлений, плакатов;

организацию работ по неэксплуатируемым транспортным средствам (далее — ТС). В частности, их сбор, перемещение на охраняемую стоянку, утилизацию ; например, в г. Витебске неэксплуатуруемые ТС хранят на автостоянке филиала ОАО «Витебскоблавтотранс» ;

Обратите внимание!
Размещать неэксплуатируемые ТС за пределами охраняемых стоянок запрещено. Исключением являются дворы и придомовая территория одноквартирных или блокированных жилых домов, так называемый частный сектор .

— строительство и содержание (эксплуатацию) улиц, канав, скамеек и других объектов, расположенных на земельном участке , например, установку урны в парке;

обращение с объектами растительного мира (далее — ОРМ).

В частности, озеленение территории, содержание и своевременное удаление деревьев, кустарников и другие ОРМ, которые находятся в ненадлежащем (аварийном) состоянии .

Состояние ОРМ определяют по установленным критериям. Например, одним из показателей ненадлежащего состояния хвойных деревьев является наличие более 50% сухих ветвей;

Обратите внимание!
Если своевременно не удалить опасное дерево или иной объект ОРМ, то он может нанести ущерб юрлицу или гражданину. При этом ущерб, как правило, возмещает лицо, ответственное за благоустройство и содержание земельного участка .

Судебная практика
В результате падения на автомобиль ветки с близстоящего дерева собственнику причинены убытки.

Суд установил вину владельца земельного участка, который должен своевременно удалять деревья, находящиеся в ненадлежащем состоянии.

В результате суд взыскал с владельца земельного участка в пользу гражданина понесенные убытки (решение районного суда от 01.02.2018).

создание мест и зон отдыха в национальных парках, заповедниках, заказниках, озерах, иных ландшафтно-рекреационных территориях и водных объектах . Например, установку беседки на территории заповедника;

другие виды работ на землях общего пользования. Например, окраску скамеек в парке или размещение рекламы на территории проспекта .

В зависимости от времени года перечень обязательных работ и порядок их выполнения могут меняться. Например, летом нужно дополнительно мыть проезжую часть и тротуары . Как правило, это делают организации ЖКХ.

На заметку
Для автомобильных дорог общего пользования за пределами г. Минска предусмотрен иной порядок их благоустройства и содержания (эксплуатации) .

Кто обязан благоустраивать и содержать земельные участки

Перечень обязанностей в сфере благоустройства и содержания территории зависит от условий, на которых предоставлен земельный участок, вида деятельности
субъектов и др.

Весь перечень работ по благоустройству и содержанию (эксплуатации) осуществляют:

1. Землепользователи в границах предоставленных им земельных участков .

К землепользователям относят лиц, которые владеют земельным участком
на праве :— собственности;— пожизненного наследуемого владения;— постоянного или временного пользования;

— аренды (субаренды).

Границы земельного участка указывают в земельно-кадастровом плане или плане границы земельного участка, который, как правило, является приложением к свидетельству о госрегистрации .

2. Организации (ИП) и граждане, за которыми земельный участок закреплен администрацией района г. Минска . Администрация района может возложить на них часть работ по благоустройству и содержанию территории.

3. Местные исполкомы (уполномоченные специализированные организации) на землях общего пользования и запаса . Исполкомы также проводят мероприятия, дают разъяснения и осуществляют контроль благоустройства и содержания (эксплуатации) подведомственных территорий . Например, они ежегодно организуют субботники по санитарной очистке территории .

Часть работ по благоустройству и содержанию (эксплуатации) территории осуществляют юрлица (ИП) и граждане, занимающиеся определенными видами деятельности. Как правило, это работы по санитарной очистке и уборке используемой и (или) прилегающей территории. К таким субъектам, в частности, относятся:

— торговые и иные организации (ИП), осуществляющие деятельность в сфере общественного питания и бытового обслуживания ;

— владельцы АЗС ;

— владельцы остановочных павильонов ;

— заказчики, застройщики, подрядчики, осуществляющие строительство ;

— организации, осуществляющие деятельность на территории строительных площадок, складов, баз и подъездов к ним ;

— лица, которым земельный участок предоставлен для обслуживания одноквартирного жилого дома, квартиры в блокированном жилом доме ;

— лица, осуществляющие деятельность на территории парков, пляжей, других рекреационных зон и мест отдыха, включая озера, реки, другие водные объекты и их берега ;

— органы управления садоводческих товариществ, потребительских кооперативов, собственники (владельцы) индивидуальных гаражей ;

— организации, осуществляющие в г. Минске эксплуатацию жилфонда или предоставляющие ЖКУ . Например, ЖРЭО или ЖЭУ;

— граждане, которые паркуют ТС в г. Минске на внутридворовых территориях, проезжей части улиц, дорог, проездов .

Обратите внимание!
За некоторыми организациями (ИП) и гражданами закреплены обязанности в сфере благоустройства и содержания как своей, так и прилегающей территории. Например, за торговыми организациями — землепользователями .

Административная ответственность за нарушение правил благоустройства и содержания территории

Контроль за наведением порядка и благоустройством на земельных участках осуществляют землеустроительные службы исполкомов (администраций г. Минска), иные госорганы в рамках возложенных на них функций .

При этом составить протокол об административном правонарушении могут должностные лица :— исполкомов (администраций в городах);— органов госсаннадзора;— организаций, осуществляющих эксплуатацию жилфонда и (или) предоставляющих коммунальные услуги, например ЖРЭО;— ОВД;

— Комитета госконтроля.

За загромождение земель общего пользования могут оштрафовать юрлицо до 20 БВ, ИП до 10 БВ, физлиц до 5 БВ . За иные нарушения правил благоустройства и содержания (эксплуатации) территории предусмотрен штраф на юрлицо до 100 БВ, ИП до 50 БВ, физлиц до 25 БВ .

Обратите внимание!
В случае нарушения санитарно-эпидемиологических, гигиенических требований и процедур, порядка обращения с отходами применяются иные меры ответственности .

Источник: https://ilex.by/blagoustrojstvo-i-soderzhanie-territorii-opredelyaem-obyazannyh-lits-i-perechen-rabot/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.