Порядок аренды муниципального имущества

Содержание

Правила аренды муниципальных помещений – условия сделки и составления договора

Порядок аренды муниципального имущества

Арендуя государственный или муниципальный объект недвижимости, следует соблюдать определенный порядок и правила. Рассмотрим, почему арендовать имущество у государства выгодно, как документально подтвердить факт арендных отношений, укажем, как проводятся аукционы и торги, и определим, почему сделка может быть недействительной или незаконной.

статьи:

Преимущества аренды муниципальной недвижимости для арендатора и муниципалитета

Заключая сделку с муниципалитетом по аренде недвижимого имущества, граждане безусловно получают массу преимуществ.

Перечислим их:

  1. Арендаторы могут рассчитывать на выгодные условия, ведь государство создает программы, согласно которым арендовать имущество можно дешевле, чем у частников. Низкая арендная плата для арендатора — основная особенность сделки.

  2. Стабильность и чистота сделки для арендаторов также важна. Муниципалитет однозначно не обманет. Риск обращения к мошенникам исключается на 100%.

Как законно арендовать землю у администрации города под шиномонтаж и автомойку?

Муниципалитет, конечно же, не остается в стороне, и получает также преимущества. Прежде всего, недвижимость реализуется по назначению. Обычно сдать в аренду недвижимое имущество сложно, так как объекты должны быть использованы по назначению, а это зачастую требует дополнительных денежных вложений и затрат.

Еще одно преимущества для муниципалитета — дополнительный доход в бюджет субъекта РФ. Внесенная оплата за аренду является выручкой, которую государственные органы власти могут потратить на благоустройство территории.

Таким образом, преимущества получают все участники сделки, и со стороны госорганов наблюдается тенденция поддержки и продвижения малого, среднего бизнеса.

Муниципальные помещения для аренды – где искать, кто выступает арендодателем

К имуществу муниципалитета, согласно статье 214 ГК РФ, относится собственность, которой владеет государство. Получается, если у государственных органов есть права собственности на объект, то они будут выступать их владельцами.

Например, собственником может быть:

  1. Автономный округ.
  2. Республика.
  3. Край.
  4. Автономная область.
  5. Города федерального значения.

К муниципальной собственности также относится имущество, владельцами которого являются:

  1. Сельские, городские поселения.
  2. Другие муниципальные структуры.

Как законно арендовать землю у администрации города под гараж, стоянку или парковку?

По сути, органы власти будут выступать как арендодатели, и выполнять все обязанности и имущественные права согласно статье 215 ГК РФ.

Важно: Только при наличии прав на собственность муниципалитет может передавать необходимые жилые или нежилые территории в аренду!

Обратите внимание, что у недвижимости могут быть распорядители и другие владельцы, в том случае, когда на законных основаниях муниципалитет передал свои права этим лицам. Они могут так же, как и собственники, распоряжаться и владеть имуществом.

Итак, если вы решили взять в аренду объект недвижимости, принадлежащий власти, необходимо обратиться в администрацию вашего города. Там вы сможете получить информацию об интересующем классе объектов, которые сдают в аренду.

Еще один способ узнать сведения об объектах — воспользоваться интернетом и официальным сайтом органа местного самоуправления. На сайте должна быть размещена информацию, она не закрытая, ее может запросить любой гражданин.

Учтите, что информация должна находиться в открытом доступе – и, более того, за нее не должны должностные лица брать плату. Сведения об объекте недвижимости предоставляются совершенно бесплатно, без каких-либо сборов и пошлин.

Кто может быть арендатором муниципальных помещений – требования к кандидату

Что касается арендатора, то снять объект в аренду, принадлежащий госорганам, может как физическое, так и юридическое лицо. Строгих ограничений нет. Обратиться с заявление в местную администрацию может любой гражданин, желающий вести бизнес и владеть определенным объектом, находящимся в собственности госорганов.

Напоминаем, что малый бизнес подразумевает деятельность при наличии фирм или предприятий небольшого размера. Чаще всего арендуют госнедвижимость именно представители малого бизнеса.

Как законно арендовать землю под павильон или киоск у администрации города?

Но никто не запрещает быть арендатором владельцам среднего бизнеса, например:

  1. Индивидуальным предпринимателям.
  2. Фермерским хозяйствам.
  3. Кооперативам и т. п.

Желающие получить права на аренду должны сообщить в письменном заявлении о своих целях собственнику.

Особых требований к кандидату нет, – главное, чтобы был соблюден порядок проведения торгов, участия в нем, если необходимо, а также чтобы вся документация была предоставлена в оригинальном виде и не была ложной.

Аренда муниципальных помещений – конкурс и торги

Предоставление площади муниципального назначения имеет установленную процедуру и совершается после проведения торгов.

В соответствии со статьей 448 ГК РФ, форма проведения осуществляется так:

  1. Оповещение всех желающих о проведении торгов в открытых источниках, например, на сайте администрации.
  2. Разработка юридической документации, необходимой для оформления сделки.
  3. Прием заявок от участников. Обратиться необходимо с письменным заявлением. Устное желание взять в аренду землю, магазин, склад ничего не значит.

  4. Проведение основного этапа торгов.
  5. Завершающий этап проведения торгов, на котором должны определить того, кто будет арендатором.
  6. Оформление соглашения, договора с выбранным лицом.

Заметьте, что торги проводятся по законодательным порядкам и в соответствии с Законом о защите конкуренции ФАС России приказом №67 от 10 февраля 2010 года.

В документе утвержден порядок проведения аукционов, конкурсов на право заключения договоров аренды, безвозмездного пользования в отношении государственного и муниципального имущества.

В этом же документе присутствует список объектов, для которых обязательно предусмотрено проведение конкурса. Подробнее вы можете ознакомиться со списком самостоятельно.

Учтите, что без торгов в аренду предоставляется собственность, где будут располагаться:

  1. Образовательные организации.
  2. Медицинские компании.
  3. Объекты сетей связи, почты.
  4. Объекты торгово-промышленного назначения.
  5. Нотариальные или адвокатские конторы.
  6. Политические партии, общественные организации.

  7. Объекты, арендуемые по международным договорам.
  8. На замену снесенного (реконструированного) сооружения.
  9. Организации религиозного направления.
  10. Фонды общественного назначения.
  11. Местные объединения профсоюзов.

  12. Объекты, арендуемые на срок до 30 суток в течение 6 следующих месяцев.

Помимо вышеописанных, претендовать на возможность арендных отношений без участия в конкурсе или аукционе могут другие организации и органы федерального, или муниципального значения, а также фонды, которые относятся к внебюджетным структурам.

Как осуществляется сделка по аренде муниципальной недвижимости – виды соглашений и условия

Для оформления сделки по аренде муниципального или государственного имущества сторонам необходимо подписать договор. Договор об аренде будет иметь юридическую силу и подтвердит факт передачи имущества третьему лицо в распоряжение и пользование на определенный срок, прописанный в документе.

Соглашений может быть несколько, но выбрать следует одно.

Перечислим, какими бывают соглашения:

  1. Долгосрочный или договор с обозначением на возможность арендовать объект на длительный срок. Согласно ему, гражданин будет пользоваться имуществом несколько лет.
  2. Договор с выкупом. В документе прописывается возможность арендатора выкупить объект.
  3. Временный или краткосрочный договор.

    Его можно составить как на полгода, так и на год.

  4. Договор безвозмездного использования, – согласно ему, арендатор может владеть объектом, но обязан вернуть его в том виде, в котором изначально оно было. Ремонт, реставрация будет проходить за счет арендатора.

Какой выбрать договор – решать стороны должны самостоятельно.

Если у вас возникли вопросы или администрация не хочет поднимать и решать с вами этот вопрос, напишите или позвоните нашим юристам.

Они проанализируют всю документацию и подскажут, какой договор наиболее выгоднее заключить в вашей ситуации.

В договоре обязательно должны быть прописаны все нюансы и условия, которые арендатор или арендодатель желают зафиксировать документально. Лучше заранее обсудить все вопросы, чтобы в дальнейшем не возникало проблем.

Вопросы оплаты аренды, льгот и налогов

Размер арендной платы определяется сторонами, участниками сделки. Пользование и владение объектом недвижимости может быть, как возмездным, так и безвозмездным. В некоторых субъектах РФ действуют даже льготы, которые дают возможность снять имущество по низкой стоимости или в уменьшенном размере.

В соответствии с правилами, изложенными в статье18 ФЗ-№209, муниципальные органы власти самостоятельно регулируют порядки льготных программ, выделяя при этом льготы. Зачастую преференции касаются еще и выкупа имущества после долгосрочного использования.

Могут быть и другие льготы, – о них следует узнавать в местной администрации.

Что касается налогов, то при оплате арендной платы будет учитываться НДС. Арендующая организация здесь выступает в качестве субъекта. Общее количество налога равно сумме стоимости аренды за каждый объект недвижимости, согласно заключенному соглашению.

Сформировать счет-фактуру необходимо в течение 5 рабочих дней после передачи оплаты.

Арендатор должен помнить, что он по закону обязан предоставлять декларацию по налогу на добавленную стоимость в срок до 20 числа месяца, следующего за периодом отчетности перед ФНС.

Причины расторжения договора аренды муниципальных помещений, порядок прекращения аренды

Расторгнуть договор аренды возможно.

Законодательством определены такие причины для расторжения сделки:

  1. По соглашению сторон.
  2. При невыполнении обязательств и условий договора.
  3. При получении ущерба любой стороной.

  4. В других случаях, предусмотренных законодательством, например, если истек срок аренды.

Процесс расторжения сделки всегда подтверждается соглашением об окончании арендных отношений (ст.

452 ГК РФ). Форма соглашения для расторжения похожа на договор аренды.

Кроме того, соглашение о завершении аренды нужно обязательно зарегистрировать. Участники сделки должны направить в орган, совершающий регистрацию прав на имущество, заявление, подтверждающее добровольное согласие об окончании арендных отношений.

В случае, если одна из сторон не согласна или уклоняется от расторжения сделки, то другая сторона обращается в судебную инстанцию. Исковое заявление должно содержать требование об официальной регистрации данного соглашения.

По сути, сделка будет недействительной уже тогда, когда одна из сторон не выполнит обязательства по договору.

Все нюансы расторжения должны быть прописаны в договоре, соглашении.

Остались вопросы? Просто позвоните нам:

Источник: https://pravo812.ru/useful/1379-pravila-arendy-municipalnyx-pomeshhenij-usloviya-dogovor.html

Порядок сдачи в аренду муниципального имущества

Порядок аренды муниципального имущества

Среди предпринимателей особой популярностью пользуется муниципальная недвижимость, которая предоставляется органами власти на условиях аренды. Сдача в аренду муниципального имущества представляется отличным способом сэкономить средства предприятия, сократив его затраты на съем помещения.

Экономия средств

Среди предпринимателей аренда муниципальной собственности практикуется как эффективный метод снижения издержек на помещение. По сути, подобная аренда считается альтернативой аналогичным договорам с различными коммерческими структурами, которые требуют значительно больших затрат от предпринимателя.

Для муниципальной недвижимости характерной особенностью является низкая стоимость, в сравнении с приватизированными коммерческими объектами.

В связи с этим предприятия нередко обращаются к муниципальной недвижимости, которая представлена на рынке в виде офисов, производственных помещений, складов и прочих объектов.

Муниципальное имущество, как правило, дешевле коммерческого

Особенности муниципального имущества

Перечень объектов недвижимости, относящихся к муниципальному типу, регулируется статьей 215 ГКРФ. Согласно ей, к данному типу относится любое имущество, владельцем которого признаны города, села и прочие виды населенных пунктов. Аренда муниципальных строений представляется основной статьей дохода бюджетов большинства регионов.

Несмотря на то, что федеральное законодательство регулирует процедуру передачи имущества из собственности населенного пункта частным лицам, вопросы аренды нередко решаются с использованием местных правовых актов и постановлений.

Согласно федеральному закону №67, право аренды подобного рода объектов может быть получено исключительно в ходе аукциона, проводящегося представителями местных властей. Порядок проведения торгов и их особенности регулируются региональными властными структурами, что делает их уникальными для каждого отдельно взятого региона.

Важно учитывать, что предпринимателю доступно приобретение не только объектов муниципальной, но и государственной собственности.

При этом порядок предоставления  прав на аренду практически полностью идентичен, что позволяет заметно расширить перечень доступных бизнесмену вариантов.

Формы соглашений

Право на использование выбранного муниципального объекта может быть получено в рамках различных соглашений. Прежде всего, это стандартный договор аренды на муниципальную собственность, однако это далеко не единственный возможный вариант. Так, предприниматели могут получить землю или другой объект для безвозмездного использования.

Подобное соглашение, как правило, подразумевает, что арендатор должен вернуть собственность по истечению срока соглашения в заданном состоянии его владельцу.

Другой популярной формой договора, принято считать соглашение о доверительном управлении имуществом.

Подобный вариант позволяет получить недвижимость для использования на неустановленный срок, что крайне выгодно для предприятия.

При этом оно обязуется вести деятельность в интересах собственника объекта — муниципалитета либо любого другого выгодоприобретателя, определенного договором. Популярным вариантом представляется договор ответственного хранения, когда компания или предприниматель получают объект недвижимости на хранение, с одновременным приобретением прав на его использование.

Однако, несмотря на многообразие вариантов, самым популярной формой договора представляется привычная аренда, которая во многом идентична условиям аренды объектов коммерческой собственности.

Муниципальное имущество сдается в аренду через организацию аукциона

Торги и аренда

Существуют законодательные акты, которые во многом определяют процедуру получения прав на аренду выбранного муниципального объекта. К ним следует отнести федеральный закон №135, который определеяет, что подобная собственность может быть арендована только в ходе открытого конкурса или аукциона.

Это относится не только к стандартному муниципальному имуществу, но и к собственности унитарных предприятий. При этом не имеет значения форма их управления, так как процедура передачи прав будет полностью идентичной.

Конкурсные особенности

Поскольку получить право на аренду того или иного объекта муниципальной или государственной недвижимости можно лишь вследствие аукциона/конкурса, следует разобрать характерные особенности подобной процедуры. Правила её проведения устанавливаются Федеральной Антимонопольной Службой, а организационные детали аукциона определяются политикой местных властей.

Приказы данного ведомства определяют перечень предметов собственности, которые могут быть реализованы исключительно по результату торгов и периодически дополняются. Одной из особенностей аукционов данного типа, представляется обязательная публикация информации о них на специальной площадке torgi.ru.

Её разработало Министерство экономического развития для удобства предпринимателей, решивших получить право на аренду объектов, а также для обеспечения прозрачности торгов с точки зрения законодательства.

Когда проведение конкурсов не потребуется

Существует целый ряд случаев, когда проведения аукциона не требуется для реализации прав на аренду муниципального имущества. Они установлены на уровне федерального законодательства — ФЗ № 135 в статье 17. Согласно первому варианту возможного развития событий, арендовать подобную собственность может предприятие или лицо, получившее преференции со стороны органов местного самоуправления.

Также допускается передача недвижимости в аренду без торгов в следующих случаях:

  • если конкурс уже был проведен в соответствии с нормами, указанными в ФЗ№44. Важно учесть, что срок аренды должен соответствовать сроку контракта, заключенного в рамках данного ФЗ и не может превышать его;
  • если срок предполагаемого арендного договора составляет 30 или менее суток на протяжении 6 месяцев. Законодательство запрещает повтороное сотрудничество в рамках подобного сценария с тем же контрагентом по истечении заключенного контракта;
  • не проводятся торги в случаях, если представители власти планируют продлить действующий контракт с контрагентом;
  • допускается отказ от проведения аукциона, если имущество передается в пользование компании в рамках действия международных договоров, соглашений правительств и прочих законодательных актов, подписанных правительством РФ;
  • если имущество передается в ведомство властям другого региона.

Органы местного самоуправления вправе сдать объект в безвозмездное пользование без проведения торгов, если он имеет культовое значение и передается религиозным организациям. Важно учесть, что описанный выше порядок сдачи в аренду не применим в тех случаях, когда передается имущество сфер действия Земельного, Водного и Лесного кодекса, а также законодательством, касающимся недр и ресурсов.

Для участия в торгах на аукционах и конкурсах нужно подать заявку

Конкурсы, аукционы и проведение торгов

Несмотря на то что органы местного самоуправления для реализации прав на аренду собственности могут прибегнуть как к аукционам, так и к конкурсам, у этих двух понятий есть существенные отличия. Конкурсная основа передачи прав предусматривает, что заявки участников подаются в закрытом виде и не подлежат огласке.

Аукцион же, напротив, представляет собой полноценные публичные торги, в которых открыта информация об участниках, а также другие подробности их проведения.

В рамках аукциона участники предлагают различные суммы за аренду того или иного объекта, пытаясь получить право на аренду.

Процедура проведения торгов предусматривает несколько этапов:

  1. Формирование комиссии, которая будет заниматься организационными вопросами — обработкой заявок, определением числа участников, победителей и прочих аспектов мероприятия.
  2. Рассмотрение поданных заявок.
  3. Проведение торгов.
  4. Определение победителя.

Важно помнить о том, что принять участие в подобном мероприятии могут как простые граждане, так и индивидуальные предприниматели, а также юридические лица. Это делает круг лиц, имеющих доступ к борьбе за право аренды максимально широким.

Подача заявки

Для полноценного участия в торгах, вне зависимости от формы их проведения, кандидат должен подать соответствующую заявку. Она будет рассматриваться на протяжении месяца после её поступления, что позволит комиссии вынести свое решение. Необходимо помнить о том, что рассмотрению подлежат лишь те заявки, которые сопровождались установленным перечнем документации.

Она включает:

  • заявление, которое пишется на имя руководителя местных органов самоуправления;
  • учредительные документы, свидетельства о регистрации юрлиц, а также прочие бумаги, подтверждающие статус участника торгов;
  • платежные реквизиты кандидата;
  • документация, отражающая бухгалтерский баланс компании.

Кроме того, организаторы торгов имеют полное право запросить и другие бумаги, если подобная возможность предусмотрена региональным законодательством.

Согласно принципам конкурса или аукциона, победитель должен предоставить организаторам наиболее выгодное предложение.

В случае с арендой, победителем станет участник, предложивший самую высокую стоимость, что следует учитывать при желании получить право на аренду.

После рассмотрения заявок, всем участникам будущих торгов рассылаются специальные извещения, содержащие важную информацию. Прежде всего, это дата, время и форма проведения подобных торгов, а также сведения о реализуемом объекте. Они обязательно включают наличие обременений, наложенных на объект, а также его начальную стоимость.

После договоренности сторон оформляется типовой договор аренды, в котором оговариваются права и обязанности арендаторы и арендодатели

Льготы и НДС — что следует знать

Согласно федеральному закону № 209, статье 18, представители малого и среднего бизнеса могут получить определенные преференции со стороны местных органов власти. Подобные методы поддержки, как правило, предусматривают льготные условия сдачи помещения либо передача его в безвозмездное пользование.

Однако, для выполнения подобных действий, местное самоуправление должно сообщить о своем намерении в СМИ и на официальных порталах, что позволит узнать о подобных мерах поддержки всем желающим.

Льготные условия, на которых может быть заключен договор с малым и средним бизнесом, предусматривают максимальный срок аренды не менее 5 лет. При этом допускается его уменьшение по инициативе контрагента.

При получении недвижимости в аренду, следует особое внимание обратить на налоговое законодательство. Согласно ему, налогоплательщиком будет являться не фактический собственник помещения (муниципалитет), а арендатор, который обязан оплатить НДС.

Счет фактура для оплаты должна быть сформирована за 5 суток, следующих за днем внесения арендной платы. Кроме того, арендатор обязан своевременно подавать налоговую декларацию, иначе его ждут пенни и штрафы.

Как составить договор

Завершающим этапом получения прав на аренду муниципальной собственности, представляется заключение договора аренды. Действующее законодательство не регулирует форму подобного соглашения, заключаемого между местными властями и предпринимателем.

Однако, во избежание неудобств, повсеместно используется типовое соглашение об аренде, имеющее следующие особенности, которые следует отразить в договоре:

  1. В «шапке» соглашения указывается населенный пункт и дата заключения.
  2. Первым пунктом необходимо обозначить стороны договора: «Арендодатель» — муниципальные власти и «Арендатор» — победитель конкурсных торгов.
  3. В качестве предмета соглашения, необходимо указать аренду недвижимого имущества на определенных условиях.
  4. Важно указать дату начала и окончания сроков действия соглашения.
  5. Должна быть подробно расписана процедура оплаты арендуемого объекта, а также возможные причины, по которым арендная плата может быть изменена арендодателем без предварительного согласования.
  6. Права и обязанности сторон, их ответственность.

Если в результате договоренности между сторонами были достигнуты иные соглашения или согласованы дополнительные условия, они непременно должны быть отражены в договоре. В противном случае не удастся добиться их соблюдения и защитить интересы в рамках судебного разбирательства.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://yurispros.ru/arenda/poryadok-sdachi-v-arendu-munitsipalnogo-imushhestva.html

Аренда муниципального имущества в 2021 году: что нужно знать

Порядок аренды муниципального имущества

Аренда муниципального имущества проводится через составление договора между гражданином и муниципалитетом по передаче жилого или нежилого помещения в пользование на ограниченный срок. Законодательство устанавливает особенности и процедуру сдачи в аренду объектов местных властей.

Имущество муниципальных образований – жилые и нежилые объекты, владельцами которых выступают локальные власти на основе права собственности. Владельцем такого имущества может быть город, поселок, село и другой населенный пункт – необходимо только наличие местного самоуправления.

Часто муниципальные объекты закреплены за конкретной организацией или предприятием. Подобные учреждения вправе владеть и распоряжаться недвижимостью. Если такое учреждение отсутствует, то недвижимость причисляется к муниципальной казне субъекта страны.

Информация об объектах, которые можно снять в аренду, есть на сайтах местных органов власти. Также любой человек вправе составить запрос в местные административные органы, попросив предоставить сведения о том или ином объекте. За предоставление информации плата не взимается.

К преимуществу муниципального имущества относится тот факт, что его арендная плата намного ниже, по сравнению с арендой от коммерческих организаций. К тому же существенная доля локального бюджета состоит именно из прибыли от сдачи нежилых помещений в аренду. Поэтому местные и региональные власти к подобным сделкам относятся положительно.

Арендаторами муниципальной собственности часто становятся представители малого бизнеса – предприниматели, которые руководят небольшими фирмами и предприятиями (не объединениями).

К представителям среднего бизнеса относятся следующие лица:

  • отдельные предприниматели;
  • кооперативы;
  • фермерские и крестьянские хозяйства;
  • хозяйственные сообщества и партнерства.

Обычно муниципальное имущество используется для организации торговых точек, складов, офисных помещений. При этом стать арендатором вправе и физическое лицо.

Для того чтобы законно пользоваться муниципальным имуществом, заявителю необходимо заключить договор с локальными органами власти. Договор подтверждает тот факт, что собственность на ограниченный срок переходит в распоряжение арендатора.

В тексте документа указываются сведения о том, какая арендная плата установлена за объект, когда ее нужно перечислять. После того как представитель локальных органов власти и арендатор подпишут документ и зарегистрируют его в Росреестре, он вступит в законную силу.

Есть следующие разновидности договоров с муниципальными органами власти:

  • договор с опцией выкупа помещения в дальнейшем;
  • договор длительной аренды – на несколько лет;
  • договор текущей аренды, согласно которому вместо арендной платы участник соглашения возвращает объект с учетом разрешенного износа или на других договорных условиях;
  • договор на доверительное управление объектом: помещение передается определенному лицу для распоряжения с соблюдением интересов муниципальных органов;
  • договор хранения и эксплуатации объекта.

Локальные органы власти вправе по собственному усмотрению определять свой порядок проведения таких сделок с соблюдением российского законодательства.

Законодательство РФ устанавливает, что если собственность не закреплена в качестве хозяйственного владения за субъектом локальной власти, то предприниматель может арендовать ее исключительно через конкурс (согласно акту акт № 135-ФЗ). То же самое действует, если владельцем помещения выступает автономное госучреждение, муниципальное унитарное предприятие, муниципальный орган (при оперативном управлении).

Таким образом, арендовать объект муниципалитета можно через конкурс, аукцион. При конкурсе сведения о конкурентах отсутствуют, а при торгах заявки направляются публично. Заинтересованные лица вправе изучить предложения от конкурентов и выставить оптимальный вариант.

Приказ ФАС РФ №67 содержит информацию о процедуре проведения торгов, об объектах, в отношении которых торги организуются в обязательном порядке. Приказ допустимо дополнять нормативными актами локальных органов власти.

Информация об объектах и торгах регулярно выкладывается на сайте https://torgi.gov.ru. Любой желающий может ознакомиться с текущими предложениями, арендными условиями, оплатой.

Процедура проведения конкурса

Муниципальный орган власти составляет комиссию, члены которой собирают данные об участниках, изучают заявки и выбирают победителя.

А заявителям необходимо составить заявление на участие в конкурсе и подготовить документы:

  • учредительная документация, свидетельство о регистрации юридического лица;
  • документы о статусе лица, который наделяет его полномочиями расписываться в арендном договоре;
  • реквизиты расчетного счета в банке;
  • документы о балансе предприятия.

Порядок проведения конкурса рекомендуется уточнить, обратившись в локальные органы власти.

Победитель конкурса – лицо, которое разработало самые выгодные условия для исполнения арендного договора.

Аренда без конкурса

Законодательство устанавливает обстоятельства, при которых разрешено сдавать объекты муниципалитета в аренду без торгов и конкурса.

К ним относятся следующие:

  • выявлены муниципальные или государственные льготы, привилегии согласно гл. 5 ФЗ №135;
  • конкурс по муниципальному договору уже проводился, при этом продолжительность аренды не должна быть больше периода действия договора;
  • объект сдается в аренду на срок до 30 дней в течение 6 месяцев, причем оформление повторного договора после завершения этого срока запрещено;
  • необходимо продлить текущий договор между предприятием и муниципальными органами;
  • право на аренду предоставляется согласно международному договору РФ, акту Правительства, акту Президента РФ, отдельным судебным постановлениям.

Без конкурса арендаторами муниципальных объектов могут стать почтовые отделения, религиозные сообщества, профсоюзы, больницы, школы, садики, внебюджетные и общественные фонды, нотариальные агентства, Центробанк.

1. В 2020 году владельцы малого бизнеса могут воспользоваться льготной или бесплатной арендой. Локальные органы власти вправе устанавливать отдельный порядок таких программ. Срок аренды составляет от 5 лет, причем у предприятия есть право выкупить объект. Со списками подобных объектов вправе ознакомиться все желающие.

2. При аренде вычисляется НДС. Субъектом становится арендатор. Исчисление суммы налога проводится согласно суммированию стоимости аренды по каждому объекту. Счет-фактуру нужно подготовить в 5-дневный срок с момента оплаты. Также следует подать в налоговую декларацию по НДС до 20 числа месяца, который идет за налоговым периодом.

Таким образом, для владельцев малого бизнеса аренда муниципальных объектов – выгодная сделка. Траты в этом случае минимальные, к тому же арендаторам доступны льготы и привилегии. Договор между арендатором и арендодателем подлежит регистрации в Росреестре, после чего он приобретает юридическую силу.

Источник: https://propravo24.ru/nedvizhimost/arenda-i-najm/arenda-municipalnogo-imushestva

Особенности аренды муниципального имущества

Порядок аренды муниципального имущества

Аренда муниципального имущества это один из наиболее распространенных способов получение жилого помещения для временного пользования. Зачастую такой способ самый выгодный для арендаторов. Заключению арендного соглашения предшествует проведение конкурсов или торгов. Важно разобраться, как законодательство РФ регулирует указанный вопрос, и какие документы для этого нужны.

Особенности арендных отношений

В процедуру аренды собственности муниципалитета входит подписание договора с местными властями в отношении жилого или нежилого помещения, которое передается для временного использования.

Чаще всего соглашение заключается для осуществления какой-либо деятельности, так как плата за аренду ниже, чем в отношении сторонних коммерческих помещений. Заключить такой договор не сложно, так как муниципалитет большую часть доходов получает именно от сдачи помещений в аренду.

По нормам статьи 215 российского Гражданского кодекса, имущество муниципального типа это объекты жилого или нежилого вида, которые принадлежат субъекту Федерации на праве владения. Управление таким имуществом осуществляется местными властями.

Муниципальная собственность может закрепляться за организациями или предприятиями, получающими право распоряжаться и владеть указанным объектом по своему усмотрению. Если имущество так не закрепляется, муниципалитет сам им распоряжается.

Данные о наличии такого имущества размещаются на интернет-площадках местных властных органов. Если сведений нет, желающие вправе направить в соответствующую администрацию запрос о наличии сдаваемых в аренду помещений.

Арендаторами собственности муниципального типа зачастую выступают лица, которые занимаются малым бизнесом. К ним относятся следующие субъекты:

  • предприниматели индивидуального типа;
  • кооперативы различного типа (сельскохозяйственные, производственные, потребительские);
  • фермерские и крестьянские хозяйства;
  • партнерства, хозяйственные сообщества.

Особенности заключения договора аренды

Основа для предоставления помещения в аренду – заключение договора. В документе фиксируются условия соглашения, размер арендной платы, периоды оплаты и т.д.

Аренда муниципальных помещений может фиксироваться в документах следующих типов:

  1. В договоре, дающем право в дальнейшем выкупить арендуемое помещение.
  2. Долгосрочный арендный договор (сроком больше одного года).
  3. Соглашение о текущем оформлении аренды на указанное помещение.
  4. Безвозмездный договор о пользовании муниципальным имуществом. Особенность такого соглашения состоит в том, что арендная плата за пользование помещением не взимается, но арендатор обязан вернуть объект договора в изначальном виде с учетом естественного износа.
  5. Договор об управлении недвижимым имуществом на доверительной основе. Суть такого соглашения – передача организации или предприятии помещения в бессрочное пользование и распоряжение. При этом какие-либо решения относительно реализации или использовании данного имущества должны приниматься только после согласования с муниципалитетом.
  6. Договор на использование и хранение объекта сделки.

Чаще всего используется обычный договор аренды. При этом стороны вправе вносить в соглашение свои коррективы, если они не противоречат нормам российского законодательства.

Арендаторам важно помнить, что в их обязанность, помимо уплаты арендных взносов, необходимо будет рассчитывать и платить НДС. Сумма платежа рассчитывается на основании размера аренды конкретного объекта.

Особенности получения помещения по договору

В федеральном законе № 135 закреплено, что собственность, не находящаяся в хозяйственном ведении субъекта местного уровня, может сдаваться в аренду только на основании конкурса (аукциона, торгов).

Такой же порядок применяется, если  объект договора находится в собственности унитарного муниципального предприятия, государственного автономного учреждения, органа муниципального типа в оперативном управлении.

Порядок реализации муниципального имущества посредством проведения аукциона или конкурса. При проведении аукциона заявки подаются публично с возможностью ознакомления с предложениями других лиц, а при конкурсе – конфиденциально.

Процедура торгов зафиксирована в Приказе № 67, изданном Федеральной антимонопольной службой. В нем также закреплен перечень объектов имущества, которые могут передаваться в аренду только на основании конкурса.

Все сведения об аукционных объектах размещается на сайте torgi.gov.ru. Помимо общего перечня сдаваемых объектов, там можно узнать основные положения проектов договоров, сумму арендной платы и т.д.

Источник: https://pravoved365.ru/nedvizhimost/arenda-i-najm/arenda-municipalnogo-imushhestva

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.