Общая характеристика правового режима земель водного фонда

Правовой режим земель водного фонда и их состав

Общая характеристика правового режима земель водного фонда

Разделение территории РФ по установленному классификатору подразумевает установление особых правовых режимов использования. Расскажем в статье, какой правовой режим земель водного фонда установлен законодательно и какие условия использования участков подразумевает принадлежность к этой категории.

Земли водного фонда – что это?

Земли водного фонда – это участки, на которых размещены различные водные объекты, гидротехнические сооружения и другие сооружения водного хозяйства, а также зоны охраны таких объектов.

К землям водного фонда относятся:

  • участки с расположенными на них поверхностными водами;
  • территории, на которых располагаются гидротехнические сооружения.

Относительно земель с поверхностными водами не предусмотрено отведение конкретных наделов. При строительстве искусственного водного объекта осуществляется процедура земельного резервирования.

Порядок использования таких территорий регулируется Земельным кодексом и Водным кодексом Российской Федерации. Согласно законодательству, вода относится к важнейшему ограниченному ресурсу, который является наиболее уязвимым. Каждый водный объект является одним из центральных ресурсов, которые обеспечивают жизнедеятельность населения, проживающего в регионе нахождения водоема.

Вся информация о водном фонде содержится в специальном государственном реестре. В этот реестр включены сведения не только о расположении водоемов, но также об области их применения и отдельных ресурсах.

Искусственно созданные водоемы также входят в общий фонд государства. Они характеризуются обособленностью, небольшой площадью, отсутствием соединения с иными водными объектами.

Обозначение водоемов чрезвычайно важно. Именно оно оказывает влияние на правовой режим использования участков. Например, в соответствии с ЗК РФ, запрещается передача в частную собственность участков, на которых располагается береговая полоса. Если это произошло до вступления в силу этого запрета, такие участки обременяются публичным сервитутом.

Землевладельцы вправе использовать в личных целях водоемы, расположенные на их участках (к примеру, пруды или обводненные карьеры), а также самостоятельно осуществлять работы по строительству водных объектов на своих наделах, если это допустимо действующим законодательством и не затрагивает интересов других граждан.

Законом не допускается отчуждение водоемов без сопутствующего переоформления и земли, на которых они располагаются. Надел не может быть поделен на несколько самостоятельных участков, если для этого потребуется провести границу по водному объекту.

Состав земель водного фонда

В состав земель водного фонда входят:

  • участки с любыми водными объектами;
  • земли, отнесенные к природоохранным зонам с водоемами;
  • выделенные наделы для установки отводных полос, охранных секторов водоразбора, гидротехнических зданий и иного оборудования для обеспечения ведения водохозяйственной деятельности.

Тем не менее, преимущественная часть земель водного фонда покрыта водой. Такие участки являются самостоятельными. Помимо перечисленного, в земли этой категории входят болотистые местности, некоторые территории для ведения сельского хозяйства, леса и другие.

Цель использования земель, принадлежащих к этой категории – обеспечение потребностей населения. Деятельность, проводимая на участках, должна отвечать требованиям рациональности.

Весь состав земель водного фонда можно условно классифицировать по двум группам:

  1. Участки, покрытые водой. К ним относят земли, которые находятся под водой на протяжении большей части года или постоянно. Сюда же относятся морские воды России.
  2. Участки, граничащие с водоемами, предназначенные для обслуживания водопользователей.

Водные объекты повторяют рельеф находящейся под ними земли. Они также имеют определенные границы и объем. К примеру, территориальные морские воды России – это воды, имеющие в ширину 12 морских миль, отмеренных в соответствии с требованиями международных соглашений и внутренних нормативных актов РФ.

К водному фонду относится также дно и береговая линия. В состав входят ручьи, реки, водохранилища, каналы междубассейного распределения, ледники.

Помимо Земельного и Водного кодекса, вопросы использования земель этой категории регулируются:

  • ФЗ № 155 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» от 31 июля 1998 года;
  • Законом РФ № 4730-1 «О государственной границе РФ» от 01 апреля 1993 года;
  • ФЗ № 68 «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года.

Расскажем далее о возможном целевом использовании земельных участков, относящихся к водному фонду.

Категория земель водного фонда – целевое назначение

Основополагающее целевое назначение таких территорий – строительство и эксплуатация сооружений, предназначенных для обеспечения потребностей всего населения страны. Такими потребностями могут быть:

  • нужды бытового характера;
  • питьевые потребности;
  • нужды оздоровительного характера;
  • иные потребности государства в значимых сферах – рыбохозяйственной, сельскохозяйственной, природоохранной, промышленной, энергетической и т.д.

Возможность владения участком земли водного фонда находится в прямой зависимости от целевого использования конкретного объекта. Не допускается владение участком и водоемом, расположенным на нем, разными собственниками.

Водным кодексом России допускается передача объектов в собственность государства, муниципалитета или частных лиц. Однако участки этой категории всегда относятся к природоохранным зонам, поэтому на территории действует особый правовой режим, запрещающий некоторые действия. К примеру, не допускается оборудование свалки на таких участках.

Водоохранная зона – это территория, примыкающая к акватории, которая имеет специальный режим эксплуатации доступных ресурсов и выполнения хозяйственной деятельности.

Такие зоны необходимы доя поддержки экологического состояния объектов, а также для сохранения естественной среды обитания представителей животного и растительного мира.

Здесь устанавливаются специальные защитные береговые линии, запрещается распахивание земельных участков, рубка леса, расположение ферм для ведения животноводческой деятельности и т.д.

В пределах водоохранных зон запрещается:

  • осуществление авиационных и химических работ;
  • использование активных химических средств для борьбы с заболеваниями растений, сорняками или насекомыми-вредителями;
  • расположение навозных стоков для удобрения почвы;
  • размещение складских помещений, где хранятся ядохимикаты, минеральные удобрения, горючие и смазочные вещества;
  • размещение площадок для заправки аппаратуры;
  • размещение кладбищ и скотомогильников;
  • складирование навоза;
  • размещение мусорных свалок;
  • мойка и заправка автотранспорта;
  • расположение дачных и садово-огородных участков, если ширина водоохраной зоны менее 100 м;
  • расположение стоянок автотранспорта.

Главное стремление властей, на котором основывается охранный режим земель – это противостояние возможности загрязнения водоснабжения и сооружений, обеспечивающих водой население региона.

При возникновении вопросов, касающихся использования земельных участков, обращайтесь к юристу за консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте. Обратитесь к эксперту в специальном окне.

Таким образом, правовой режим земель водного фонда подразумевает ряд ограничений. Изменение категории возможно только после проведения экологической экспертизы.

Источник: https://estatelegal.ru/zemelnoe-pravo/voprosy-po-zemle/pravovoj-rezhim-zemel-vodnogo-fonda/

Земли водного фонда

Общая характеристика правового режима земель водного фонда
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Земельное право » Категории земель » Земли водного фонда

Земли водного фонда – это те земельные участки, которые находятся на территории водных объектов (море, пруд, реки, озера, водохранилища и т.п.), а также различные водоохранные здания и сооружения, полосы отвода водных объектов, различные водно-технические объекты.

У всех земель, согласно действующему законодательству, имеется свой определенный статус. Так, порядок эксплуатации земельных участков, относящихся к водному фонду, осуществляется не только по Земельному кодексу, но Водному кодексу России.

Вам нужна помощь юриста по земельному праву?

Понятие и виды таких земель

Земли водного фонда – это те земельные участки, которые находятся на территории водных объектов (море, пруд, реки, озера, водохранилища и прочие), а также различные водоохранные здания и сооружения, полосы отвода водных объектов, различные водно-технические объекты. Несмотря на то, что согласно Водному кодексу РФ водные ресурсы являются природными и возобновляемыми, они все равно остаются уязвимыми и ограниченными. Именно поэтому контроль за их использованием осуществляется государством.

Земли водного фонда делятся на несколько видов, которые четко описаны в Водном кодексе РФ:

  • сам водный фонд;
  • акватории;
  • объекты;
  • ресурсы;
  • хозяйство;
  • режим.

Земли водного фонда (или водный фонд) – это все объекты, а точнее их совокупность, которые находятся на территории Российской Федерации. По сути, под понятием водного фонда понимаются все существующие его виды.

Акваторией же называют все водные просторы, которые находятся рядом, в пределах любого водоема, каким бы образом он не был создан: хоть естественными путем, хоть искусственным. Объектами водных земель называют все водоемы, которые обладают признаками, позволяющими признать их водными землями.

Под водными ресурсами в Водном кодексе РФ понимаются все водные ресурсы (как внешние, так и внутренние), которые могут быть использованы, используются, находятся под охраной государства. К ним, например, относятся подземные ключи с питьевой водой.

Под водным хозяйством следует понимать всю деятельность, которая имеет отношение к использованию, изучению, охране водных объектов и их ресурсов, а также ликвидации водных катастроф. Водный режим – это уровень воды в водоеме (любом водоеме, существующем на территории страны), который может изменяется в большую или меньшую сторону.

Правовой режим земель водного фонда определяется действующим законодательством, находится на контроле у государства, ему же подведомственен.

Состав земель водного фонда условно подразделяет все водные земли на две больших категории:

  • Общего пользования. Это те земли, которые находятся в собственности государства или его представителей (муниципальные и федеральные органы власти), которые могут быть использованы всеми желающими в своих целях, для удовлетворения своих бытовых нужд. При этом юридическим лицам запрещено осуществлять какую-либо деятельность коммерческого характера на объектах водных земель. Физические же лица должны иметь беспрепятственный доступ к землям такого вида, поскольку это указано в Водном кодексе России.
  • Особо охраняемые. Это те земли, которые находятся на особом контроле у государства. На них обычно расположены объекты технического характера, которые осуществляют деятельность по водозабору, изучению вод, а также объекты, которые осуществляют деятельность научного, культурного, эстетического, рекреационного и другого значимого характера. Физические лица использовать такие земли для своих нужд не могут.

Водные объекты, их виды, береговая линия и ее определение

Земли водного фонда имеют ряд своих объектов, которые находятся на контроле у государства, прописаны в действующем законодательстве. Так, все существующие объекты, согласно Водному кодексу России, делятся на две большие категории: подземные и поверхностные. Их описание и правовое положение указаны в статье 5 действующего Водного кодекса РФ.

Согласно этой статье к объектам, которые находятся над землей, относятся:

  • все морские части (как само море, так и то, что на нем расположено, все его проливы или заливы, пристани, порты и прочие объекты);
  • все существующие водотоки и водоемы (пруды, заводи, ручьи, реки, водохранилища, болота и прочие);
  • все выходы подземных водотоков (имеются в виду ключи, родники, гейзеры, колодцы и прочие);
  • объекты со льдом и снегом (к примеру, ледники на вершинах гор).

Все эти объекты относятся к государственной собственности, если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами в конкретном субъекте федерации. Их границы устанавливаются согласно законодательству. К объектам поверхностных водных земель относят не только сами водные объекты, но и прилегающие к ним территории, которые называются береговой линией.

Для каждого из существующих объектов границы устанавливаются отдельно. Так, границей морской территории является стабильный уровень воды в море, а если он изменяется за счет отливов и приливов, то по линии максимально возможного отхода вод.

Границы болот определяются по торфяным залежам на максимально возможной глубине, а рек и прочих водотоков – по замеру уровня воды, когда водотоки не скованы льдом. При этом за основу берутся данные, собранные в течение многих лет, а не только одного года.

Все существующие стоячие водоемы имеют свое определение границы, выявление которых осуществляются путем замера естественного уровня воды. Согласно статье 5 Водного кодекса РФ к объектам, находящимся под землей, относятся:

  • водные карманы и водоемы подземного характера;
  • подземные водостоки, ключи, течения.

Границы водных земель, находящихся не на поверхности, устанавливаются исключительно действующим законодательством, в частности, об использовании природных недр.

Перевод и изъятие земель водного фонда. Охрана таких земель

Правовой режим земель водного фонда установлен таким образом, что большая часть объектов таких земельных участков находится в федеральной собственности. Частным лицам, муниципалитету, юридическим лицам могут принадлежать или находится в их собственности лишь небольшие водоемы или пруды, прилегающая к ним территория, в том случае, если находятся они в частной собственности этих лиц.

При этом законодательством предусмотрено принудительное отчуждение как водного объекта в пользу государства, так и прилегающего земельного участка, поскольку одно без другого существовать не может. Примечательно, что такие участки земли не могут быть разделены на части, отчуждению подлежит весь участок в пределах его границ.

Согласно статье 6 Федерального закона РФ № 172 земли, которые находятся не в государственной собственности, могут быть изъяты и переведены в другую категорию, в том числе и категорию водного фонда, в тех случаях, когда это требуется для реализации государственных нужд. При этом обязательно учитываются все нормы, особенности и нюансы действующего законодательства.

Согласно все той же 6 статье Федерального закона № 172 перед тем, как уведомить землевладельца, кем бы он ни был (имеется в виду юридическое или физическое лицо), органы местного или федерального управления осуществляют перевод земель из категории в категорию, чтобы их можно было использовать согласно задуманной цели.

Перевод земель водного фонда в другую категорию возможен только в том случае, если водные объекты на этих землях утрачивают свой статус «водных» и только в рамках действующих нормативно-правовых актов.

Согласно же Земельному кодексу России органы местного самоуправления или федеральные органы власти имеют право для постройки или создания любого искусственного водоема (в том числе и водохранилища) не изымать земельные участки у собственников, а реквизировать во временное пользование, то есть ровно до тех пор, пока не будет закончена работа по созданию водоема.

Сроки в законодательстве прописаны не слишком четко: реквизирование земельных участков может занять от двух до двадцати лет, в зависимости от того, кто является собственником земли, а также какого именно масштаба и назначения задумывается водный объект.

Примечательно, что в рамках Водного кодекса России, предусмотрено право собственности на водные объекты, как физических, так и юридических лиц, представителей органов любой власти. При этом право собственности прекращается одновременно с утратой прав на земельный участок, на котором и находятся водные объекты.

Основные особенности охраны земель водного фонда находятся в юрисдикции действующего водного законодательства, которое включает в себя как отдельные части Земельного кодекса России, так и Водный кодекс РФ, а также любые другие нормативно-правовые акты федерального и местного значения, где прописаны правила использования водных земель и объектов. Охрана водных земель осуществляется исключительно на основании действующего законодательства.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/kategorii-zemel/zemli-vodnogo-fonda.html

Общая характеристика и особенности правового режима земель водного фонда

Общая характеристика правового режима земель водного фонда

Правовой режим земель водного фонда определяется совокупностью правил использования и включения в гражданский оборот, охраны, учета и мониторинга, установленных земельным законодательством, законодательством о недрах, водным, природоохранным, градостроительным и иным законодательством.

В соответствии со ст. 1 ВК РФ водный фонд представляет собой совокупность водных объектов в пределах территории РФ. Водный объект – природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Согласно ст. 102 ЗК РФ к землям водного фонда относятся земли:

1. Покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

2. Занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

Земли водного фонда находятся в государственной федеральной собственности (следовательно, субъектом права собственности на них может быть только РФ), за исключением земель, занятых прудами и обводненными карьерами, которые могут находиться в любой форме собственности (в данном случае субъектами права собственности могут быть и граждане, и юридические лица, и публично-правовые образования).

В соответствии со ст. 27 ЗК РФ ограничены в обороте, а, следовательно, не подлежат приватизации земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, под объектами гидротехнических сооружений и в 1 и 2 поясе зон санитарной охраны объектов питьевого водоснабжения.

Согласно ст. 5 ВК РФ к поверхностным водным объектам относятся:

1. Моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);

2. Водотоки (реки, ручьи, каналы);

3. Водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);

4. Болота;

5. Природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);

6. Ледники, снежники.

Правовой режим подземных вод регулируется законодательством о недрах.

Согласно ст. 5 ВК РФ, к водному объекту также относится береговая линия. Она является границей водного объекта и отделяет земли водного фонда от земель иных категорий.

По условиям доступа водные объекты подразделяются на:

1. Объекты общего пользования.

В соответствии с п.1 ст. 262 ГК РФ, если земельный участок не огорожен и находится в частной собственности, любое лицо может пройти через этот участок к водному объекту общего пользования.

2. Водные объекты обособленного пользования.

Эти объекты, предоставленные для хозяйственной эксплуатации. В соответствии с ФЗ «О введении в действие ВК РФ», водные объекты исключены из состава объектов недвижимости. В качестве объектов вещных и обязательственных прав, они могут выступать только в составе земельных участков.

Ст. 8 ВК РФ устанавливает запрет на отчуждение водных объектов без отчуждения земельных участков, на которых они расположены.

Согласно п. 2 ст. 102 ЗК РФ на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.

Земельный участок не подлежит разделу, если при этом требуется раздел водного объекта. Это правило применяется только к прудам и обводненным карьерам, поскольку другие водные объекты не могут находиться в частной собственности и быть объектами гражданско-правовых сделок.

В соответствии с ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизация земельных участков, на которых расположены водные объекты, регламентируется земельным законодательством.

Органы, осуществляющие землями водного фонда:

1. Общее управление осуществляют органы общей компетенции.

2. Ведомственное управление осуществляют органы специальной компетенции. Наиболее широкие полномочия принадлежат Минприроды и находящемуся в его ведении Росприроднадзору и Федеральному агентству водных ресурсов.

В зависимости от видов хозяйственной эксплуатации земель водного фонда управление также осуществляют Минсельхоз, Минтранс, Ростехнадзор, федеральное агентство по недропользованию.

Правовая охрана водных объектов регулируется главой 6 ВК РФ. С целью охраны устанавливаются:

а) Береговая полоса водных объектов общего пользования. Ширина от 5 до 20 метров.

б) Водоохранные зоны (ст. 65 ВК РФ). Устанавливается от 50 до 200 м от береговой полосы.

ЛК РФ относит леса, расположенные в водоохранных зонах к защитным лесам. В них запрещается проведение сплошных рубок, они подлежат освоению в целях сохранения средообразующей функции.

В соответствии со ст. 64 ВК РФ в целях охраны водных объектов устанавливаются зоны и округа санитарной охраны. На них распространяются нормы и правила ФЗ от 23.02.1995 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

Перевод земельных участков водного фонда в другую категорию осуществляется по общему правилу, установленному в ФЗ о переводе. Перевод земель водного фонда в другую категорию допускается:

1. В случае создания ООПТ;

2. Для установления или изменения границ населенных пунктов;

3. Для размещения объектов государственного или муниципального значения;

4. В случае прекращения существования водного объекта при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Источник: https://cyberpedia.su/10xeb0e.html

Общая характеристика правового режима земель водного фонда

Общая характеристика правового режима земель водного фонда

В соответствии с Водным кодексом РФ 2006г. водный фонд представляет собой совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации (ст. 1).

Водные объекты, в свою очередь, понимаются как природные или искусственные водоемы, водотоки и иные объекты, постоянное или временное сосредоточение вод в которых характеризуется определенным уровнем, расходом и объемом воды (водным режимом). Согласно понятию, существовавшему в ВК РФ 1995 г., воды – это вся вода, находящаяся в водных объектах.

Таким образом, водный объект представляет собой земли, покрытые водами, что обусловливает особенности правового режима земель водного фонда.

Все водные объекты в зависимости от их водного режима, физико-географических, морфометрических (количественные характеристики рельефа суши и дна) и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.

К поверхностным водным объектам относятся: 1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); 2) водотоки (реки, ручьи, каналы); 3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); 4) болота; 5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); 6) ледники, снежники.

Правовой режим подземных вод регулируется законодательством о недрах.

Важное значение для осуществления правового режима земель водного фонда имеет установление их границ. Согласно ст. 5 ВК РФ поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии, которая и является границей водного объекта.

Береговая линия (граница водного объекта) определяется для: 1) моря – по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды – по линии максимального отлива; 2) реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера – по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом; 3) пруда, водохранилища – по нормальному подпорному уровню воды; 4) болота – по границе залежи торфа на нулевой глубине.

Береговая линия отделяет земли водного фонда от земель иных категорий, при этом разграничивает распределение норм, регулирующих правила использования, охраны, управления и т.п. различных по целевому назначению земель.

Практическое значение установления границ водного объекта выражается в присвоении ему одного из элементов индивидуализации, позволяющего идентифицировать конкретный водный объект.

При этом законодатель устанавливает необходимость определения береговой полосы и водоохранных зон именно от береговой линии водного объекта.

В целях правового регулирования земли водного фонда классифицируются по нескольким основаниям: техническим (занятые сооружениями или свободные от них); форме собственности (государственная – РФ, субъектов РФ; муниципальная; частная); по условиям доступа (объекты общего пользования и обособленного пользования).

По техническому признаку к землям водного фонда относятся земли (ст. 102 ЗК РФ): покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, и занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

Правовой режим земель первой категории, непосредственно покрытых водой, регулируется нормами земельного и водного законодательства.

Правовой режим второй категории земель водного фонда, занятых гидротехническими и иными сооружениями (для водоснабжения, мелиорации и т.п.), регулируется ЗК РФ, иными специальными законами и нормативными правовыми актами.

Вопросы права собственности на указанные сооружения регламентируются гражданским законодательством; условия и порядок эксплуатации указанных сооружений как орудий водопользования регламентируются водным законодательством.

По форме собственности земли водного фонда имеют особенность, заключающуюся в принципе федеральной государственной собственности на объекты водного фонда, за исключением прудов и обводненных карьеров, которые могут находиться соответственно в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления, частной собственности физических или юридических лиц.

Право собственности Российской Федерации распространяется на земельные участки, в пределах которых находятся:

– все водные объекты в пределах государственной границы РФ, за исключением прудов и обводненных карьеров, которые согласно Водному кодексу РФ могут находиться в иных формах собственности;

– пруды и обводненные карьеры, если они находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

В собственности субъектов РФ могут находиться земельные участки, в границах которых расположены пруды и обводненные карьеры, если указанные водные объекты:

– находятся на территории одного субъекта РФ;

– находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов;

– указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов РФ.

Земельные участки, в границах которых расположены пруды и обводненные карьеры, являются собственностью муниципальных районов, если они:

– не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, граждан, юридических лиц;

– находятся на территориях двух и более поселений;

– находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений.

Земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов, если они:

– не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных районов, граждан, юридических лиц;

– расположены в границах поселений, городских округов.

По условиям доступа водные объекты подразделяются на объекты общего пользования и обособленного пользования. Водными объектами общего пользования, т.е.

общедоступными водными объектами, являются поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Каждый гражданин, в том числе иностранный гражданин, лицо без гражданства, вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено водным законодательством РФ.

Водные объекты, находящиеся в частной собственности физических и юридических лиц, могут быть общедоступными по решению собственника данного водного объекта. Это правило выводится из п. 1 ст.

262 ГК РФ, в силу которого, если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

Согласно Федеральному закону от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ “О введении в действие Водного кодекса РФ” (ст. 9) водные объекты исключены из состава объектов недвижимости.

В качестве объектов вещных и обязательственных прав, в том числе возникающих из гражданско-правовых сделок, они могут выступать только в составе земельных участков.

Статья 8 ВК РФ установила прямой запрет на отчуждение водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Такие земельные участки разделу не подлежат, если в результате их раздела требуется раздел водного объекта.

Законодательство четко установило, что в этом случае идет речь о прудах и обводненных карьерах, так как только данные водные объекты могут быть объектами гражданско-правовых сделок. Право собственности на земельные участки, в границах которых расположены водные объекты, определяет и право собственности на данные водные объекты.

Приватизация, т.е. отчуждение из государственной или муниципальной собственности (разгосударствление), земельных участков, на которых находятся водные объекты, регламентируется не водным, а земельным законодательством (ст.

3 Федерального закона от 21 декабря 2001г. N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”, п. 2.1 Указа Президента РФ от 24 декабря 1993г. N 2284 (ред. от 15.09.

2008) “О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ”.

В пункте 2 ст.

261 “Земельный участок как объект права собственности” ГК РФ предусмотрено, что, “если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения” (в ред. ФЗ от 4 декабря 2006г. N 201-ФЗ).

Не допускается приватизация земельных участков в случаях (п. 4 ст. 28 ЗК РФ):

– изъятия земельных участков из оборота;

– ограничения земельных участков в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

– установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

– резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Ограничены в обороте, а следовательно, не подлежат приватизации без установления такого разрешения на уровне федерального закона находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки (ст. 27 ЗК РФ):

– в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (пп. 3 п. 5 в ред. Федерального закона от 3 июня 2006г. N 73-ФЗ);

– расположенные под объектами гидротехнических сооружений (пп. 10 п. 5);

– в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (пп. 14 п. 5 введен Федеральным законом от 19.06.2007 N 102-ФЗ).

Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВК РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (согласно п. 8 ст.

27 ЗК РФ, введенному Федеральным законом от 3 июня 2006г. “О введении в действие Водного кодекса РФ” N 73-ФЗ, в ред. Федерального закона от 19 июня 2007г. “О внесении изменений в статьи 16 и 19 Водного кодекса РФ и ст.

27 Земельного кодекса РФ” N 102-ФЗ).

Земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений, на основании пп. 10 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность в соответствии с п. 2 ст. 27 ЗК РФ, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Федеральный закон от 21 июля 1997г.

N 117-ФЗ “О безопасности гидротехнических сооружений” предполагает возможным нахождение гидротехнических сооружений в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, физических лиц или юридических лиц независимо от организационно-правовой формы.

Следовательно, юридическим и физическим лицам – собственникам гидротехнических сооружений такие земельные участки предоставляются на ином вещном праве, производном от права собственности, в соответствии с земельным законодательством.

Однако, если гидротехническое сооружение построено за счет финансирования физическим и юридическим лицами на землях, находящихся в частной собственности этих лиц, право частной собственности распространяется и на земельный участок, и на гидротехнический объект в целом.

Запрет на приватизацию земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (п. 8 ст.

27 ЗК РФ) необходимо рассматривать с учетом того, что земельные участки (территории) общего пользования выделяются в составе земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 1 ст. 262 ГК РФ), садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан (п. 4 ст. 11.4 ЗК РФ), населенных пунктов (п.

12 ст. 85 ЗК РФ, ст. 1 ГрК РФ), а также во взаимосвязи с п. 1 ст. 36 ЗК РФ, согласно которому граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков.

Следовательно, если на таком земельном участке располагается пруд или обводненный карьер, исключительное право на приватизацию земельного участка, принадлежащее собственникам зданий, строений, сооружений, распространяется и на участок под данным водным объектом.

В пункте 2 ст.

28 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату; бесплатно – только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами и законами субъектов РФ. Иностранные граждане, юридические лица и лица, не имеющие гражданства, могут претендовать на предоставление таких земельных участков только за плату.

Таким образом, современное земельное право не допускает нахождения в частной собственности, в том числе приобретения в порядке приватизации, земельных участков не только под водными объектами, но и в предусмотренных законом случаях находящихся в зонах охраны водных объектов, за исключением прудов и обводненных карьеров, находящихся вне границ территорий общего пользования.

Основания и порядок перевода земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также особенности перевода земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли водного фонда регламентируются Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую”.

Предыдущая81828384858687888990919293949596Следующая

Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 576; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/6-39812.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.