Категория земель водного фонда

Содержание

Земли водного фонда: правовые вопросы

Категория земель водного фонда

Территория, которая относится к категории земель водного фонда, может использоваться для обеспечения нужд населения: проживания, ведения хозяйства и даже промышленности.

Есть определённые правила, которых придерживаются собственники и арендаторы наделов такого типа.

За нарушение правил предусмотрены штрафные санкции, так как водные ресурсы всегда относятся к жизненно-важным и охраняемым.

Понятие водного фонда

В состав территории этого назначения входят:

  • дно водных объектов: озёр, рек, морей, протоков;
  • береговая линия;
  • прибрежная территория, размер которой определяется на законодательном уровне и зависит от типа водного объекта и его экологической и экономической ценности.

По закону водным объектом признаётся территория:

  • постоянно содержащая воду. Временные образования, возникшие в результате дождей или подтоплений, не учитываются;
  • зависящая от окружающей среды: естественно пополняется реками или подземными источниками. Бассейны и рукотворные озёра, о пополнении которых заботится только человек, не учитываются;
  • находящаяся на поверхности. Подземные источники, реки и озёра могут располагаться на землях других категорий, в том числе, промзоны.

Законодательство в сфере водных ресурсов

Все объекты, попадающие под действие специального законодательства, регистрируются в Едином Реестре Водных Объектов.

Нормы, так или иначе касающиеся этого типа ресурсов, встречаются в документах:

  • Водный Кодекс РФ;
  • Земельный Кодекс РФ;
  • Гражданский Кодекс РФ;
  • ФЗ 68;
  • ФЗ 155;
  • ФЗ 172;
  • Распоряжение Правительства «Водная стратегия РФ до 2020 года»;
  • региональные документы, касающиеся вопросов использования и охраны водных объектов.

В России почти 10% территории относится к этой категории. По этому показателю у нашей страны второе место в мире после Бразилии. В одних регионах сосредоточено большое количество водных объектов, в других их значительно меньше.

В некоторых субъектах можно встретить особо охраняемые, реликтовые озёра, болота, пруды.

Многие объекты сосредоточены на территории заповедников и заказников, иногда являются их основой (например, Национальный Парк Зюраткуль в Челябинской области или Богдинско-Баскунчакский Заповедник в Астраханской области). Поэтому региональное законодательство обеспечивает более надёжную охрану водных объектов в дополнение к федеральным нормам.

Целевое назначение участков категории водных ресурсов

Границы территории водных ресурсов определяются общим законодательством:

  • наиболее удалённая линия отлива – для морей;
  • среднемноголетнее значение уровня воды – для озёр;
  • нормальный уровень воды безо льда – для водохранилищ, прудов;
  • границы торфяных залежей – для болот.

К этому значению добавляется понятие береговая линия. Её невозможно заполучить в собственность, она относится к земле общего пользования, как и сам водный объект.

Если территория не относится к заповедной, она может быть использована в соответствии с целевым назначением.

Что можно и нельзя делать на водных территориях

Закон разрешает:

  • строить на берегу здания для нужд населения: обеспечение питьевой водой, создание прогулочных зон и мест отдыха, строительство офисных зданий;
  • возводить объекты обеспечения хозяйственной деятельности: насосные станции для полива полей, хозяйственные корпуса для рыбоводства, птичники и тд.;
  • возводить дома ИЖС;
  • пользоваться поверхностью воды в целях создания порта, мест хранения плавсредств, водных станций и тд.;
  • использовать толщу воды для выращивания рыб, культивирования полезных водных растений и тд.

Закон запрещает:

  • делать из водных объектов хвостохранилища, отстойники, отходники любых веществ и предметов;
  • создавать на прибрежной территории свалки;
  • сливать стоки промпредприятий и отходы от ведения сельскохозяйственной деятельности;
  • прокладывать нерегулируемые дороги, подъезжать на автомобиле к кромке воды;
  • мыть автотранспорт на прибрежной территории с использованием воды гидроучастка, а так же привезённой водой;
  • создавать близ кромки воды места хранения вредных веществ, агрессивной химии, ГСМ.

Пользоваться водными объектами можно только в соответствии с законом. Каждый тип объекта имеет список разрешённых типов использования, характерных для конкретной территории.

Есть три пояса территории по возможностям её использования:

  • строгий режим – земля вокруг гидротехнических сооружений и источников обеспечения водой. Находиться на этой территории может только собственник (обычно – представитель муниципалитета, осуществляющий контроль над объектом);
  • зона ограничения – территория прибрежной полосы. Строительство объектов возможно лишь после получения санитарного разрешения;
  • зона наблюдения – близкая к воде территория. Здесь повышенное внимание уделяется контролю за санитарно-эпидемиологическим и экологическим состоянием: чтобы в воду не попали источники заражения или загрязнения, которые скажутся на благосостоянии граждан.

Административная и даже в некоторых случаях уголовная ответственность предусмотрена за следующие виды запрещённого использования водных ресурсов:

  1. проникновение на запрещённую зону (особо охраняемая);
  2. пахота в водоохранной зоне;
  3. несанкционированная вырубка леса;
  4. устройство скотомогильников, кладбищ и иных объектов, создающих эпидемиологическую угрозу;
  5. ведение фермерского хозяйства;
  6. загрязнение территории ядовитыми химическими соединениями, в том числе, удобрениями;
  7. загрязнение или нарушение функционирования подземных вод;
  8. организация сброса ядов в воду.

Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических правил использования водоохранной территории возлагается на:

  • самих граждан-водопользователей;
  • муниципалитеты;
  • региональные и федеральные службы мониторинга.

водных ресурсов в чистоте и экобезопасности – первостепенная задача для государства, так как чистая вода относится к жизненно-важным ресурсам. Потеря источника пресной воды зачастую оказывается невосполнимой, а внедрение в морские экосистемы может обернуться экологической катастрофой региона.

Собственники водных ресурсов

Крупные гидрообъекты могут принадлежать только государству.

Остальные:

  • находящиеся на границах нескольких регионов – во владении федеральных властей;
  • обособленные – на балансе регионов;
  • территории с прудами и обводнёнными каналами – принадлежат как региональным властям, так и частным лицам, физическим и юридическим.

К федеральной собственности всегда относятся:

  1. курортные зоны;
  2. заповедники, заказники, нацпарки;
  3. территории, предназначенные для нужд обороны.

Собственником самого водного объекта частное лицо быть не может. Право владения оформляется только на землю, на которой располагается гидроучасток.

Имущественные отношения с водными ресурсами

Как можно пользоваться и владеть гидрообъектами:

  • для личных нужд, не противоречащих закону: гулять вдоль территории, купаться, плавать на лодках, брать воду для личных целей и тд. Это касается общедоступных территорий;
  • строить на территории объекты с учётом санитарных норм такого вида деятельности;
  • краткосрочная и долгосрочная аренда, обязательно с сервитутом, который обеспечит свободный доступ к воде по арендованной территории для водопоя, забора воды, швартовки суден;
  • полноправное владение участком (собственность), в составе которого есть доступ к воде, так же с сервитутом.

Личное пользование

Касается только береговой линии. Она не может принадлежать частному лицу даже, если находится на его территории.

Аренда

Договор аренды заключается с федеральным агентством Росводоресурсов.

Не требуется:

  • для видов деятельности, связанных с использованием плавсредств;
  • промыслы: охота, рыболовство, рыбоводство;
  • гидрографическая, геологическая, топографическая деятельность с целью обучения или проведения исследований, наблюдений;
  • организация водопоя или полива ЛПХ.

В некоторых случаях потребуется лицензия на деятельность.

Договор водопользования (аренды) нужен:

  • для забора воды в промышленных масштабах (полив СХЗ, организация искусственного водного объекта);
  • создание акватории, рекреации;
  • строительство и ввод в эксплуатацию гидроэлектрических сооружений.

Правила перевода и изъятия земель водного фонда

Оформить в собственность можно только часть водного объекта или весь целиком, если он имеет небольшие размеры (пруд, маленькое озеро). Существует принцип муниципального владения: как можно больше водных ресурсов оставлять под ответственностью государства.

Кроме того, администрация может принудительно изъять территорию с гидроучастком, если есть основания для этого: он нужен для обеспечения благосостояния населения, либо несколько участков, принадлежащих разным владельцам, не могут существовать и использоваться обособленно.

Виды изъятия:

  • принудительное по решению суда;
  • изъятие с компенсацией (денежная или предоставление другого надела);
  • изменение формы собственности (реквизиция, долгосрочная аренда, сервитут, решение о присвоении земле категории водного объекта).

Принципы смены категорий водного фонда таковы, что государство не обязательно изымет нужный участок навсегда. В случае, если на территории планируется строительство важного социального или экономического объекта, надел может быть реквизирован: то есть, право собственника временно будет ограничено. Временной промежуток – от 2 до 20 лет.

Источник: https://pravorf24.ru/zemelnoe-pravo/zemli-vodnogo-fonda/

Земли водного фонда: понятие, состав и целевое назначение

Категория земель водного фонда

Земли водного фонда это земли специального назначения, на которых могут быть расположены водные объекты и водоохранные зоны, зоны водозабора гидротехнические и иные сооружения, относящиеся к водному хозяйству.

К водному фонду относятся не только дно водоемов, но и зона вдоль их берегов.

Отличительной  характеристикой земель водного фона является постоянная гидравлическая связь, так например, контейнеры с жидкостями и  лужи не будут относиться к водному фонду.

Из чего состоят водные образования: понятие

При причислении земли к водному фону не имеет значение ее происхождение – это может естественное водное образование (реки, озера и прочие) или  искусственное (водохранилища, бассейны и прочие).

Таким образом, к землям водного фонда можно отнести территории, в рамках которых располагаются реки, моря, озера, пруды, водохранилища, а также здания и сооружения, имеющие отношения к вышеперечисленным объектам.

На основании Водного кодекса можно выделить несколько видов земель водного фонда:

  • Водный фонд – совокупность объектов водного фонда на всей территории России. Сюда включатся все возможные его виды и категории.
  • Акватории – водные прибрежные территории любого из водоема, в том числе и искусственно созданного.
  • Объекты фонда – водоемы, которые отличаются признаками водных земель.
  • Ресурсы водных земель –  совокупность всех внешних и внутренних ресурсов водной территории, которые могут быть использованы или находятся под охраной.
  • Водное хозяйство представляет собой совокупность деятельностей по использованию, исследованию и охране водных ресурсов и объектов, а также устранения последствий водных катастроф.
  • Режимы – это уровни воды в водоемах, которые находятся в динамики и могут меняться в большую или меньшую сторону.

Особо охраняемые

Такие объекты являются собственностью государства, в пользование физическим лицам не передаются.

На таких территориях располагаются, как правило, объекты, отвечающие за исследование воды, осуществляющие водозабор, объекты научного и культурного назначения, а также эстетического и рекреационного характера.

Земли водного фонда общего пользования

Эта категория находится во владении муниципалитета и федеральных органов. Такие территории могут использоваться физическими лица свободно для бытовых нужд. Предпринимательскую деятельность юридические лица на территории земель этой категории вести не могут.

Объекты водного фона можно так же разделить на подземные и поверхностные.

Надземные объекты

  • Снежные и ледяные поверхности,
  • Водоемы (реки. пруды, ручьи, болота, водохранилища),
  • Моря и включенные его части (порты, проливы, заливы, пристани и прочие),
  • Выходы подземных источников (ключи, гейзеры, родники, колодцы),

Все выше перечисленные объекты являются собственностью государства. Их водные и береговые границы определяются законодательно в каждом отдельно случае индивидуально.

Подземные объекты

  • Водоемы, расположенные под землей,
  • Подземные реки ключи, течения и водостоки.

В Российской Федерации земли водного фонда являются особо охраняемыми, при этом допустимо их использование для ведения легальной хозяйственной деятельности, при соблюдении целевого назначения.

Целевое назначение земель водного фонда – строительство и эксплуатация зданий и сооружений, деятельность которых направлена на реализацию питьевых, бытовых, оздоровительных и иных потребностей населения, а так же нужд государства в развитии сельскохозяйственной, водохозяйственной, промышленной, рыболовной, энергетической и транспортной деятельности.

Охранная деятельность

В отношении земель водного фонда включает в себя:

  • Контроль использования по назначению, пресечение неправомерного пользования,
  • Штрафные санкции при нарушении правил, установленных водным и земельными законодательствами,
  • Организация мероприятий направленных на восстановление земель водного фонда и водных ресурсов,
  • Контроль уровня загрязнения воды и земли,
  • Разработка правил и регламентов по строительству, использованию и сносу строений на прилегающих территориях.

Контролем и надзором за охраной земель водного фонда, а так же за соблюдением норм и регламентов в данной сфере осуществляет государственная инспекция в области использования и охраны природных объектов.

Запрещенное и разрешенное использование водоохранной зоны

Водоохранная зона это выделенная территория в рамках водного объекта, в которой может быть установлен особый правовой режим ведения хозяйственной деятельности, предполагающий проведение специальных мероприятий по очищению поверхности и сохранению ресурсов.

К запрещенной деятельности на данной территории относят

  • Водоснабжение земли сточными водами,
  • Размещение на территории отходных и отстойных сооружений, а так же скотомогильников и кладбищ,
  • Химическое опыление растений с использованием авиатехники,
  • Не контролируемые транспортные потоки и стоянки,
  • Проведение мойки и ремонтных работ на транспортных средствах, а так же хранение горючих и смазочных веществ,
  •  Нелегальная организация судостроительных верфей,
  • Использование и распространение пестицидов и химикатов,
  • Несанкционированная добыча полезных ископаемых,
  • Организация самовольных свалок отходов,
  • Осуществление отдельных видов сельхоздеятельности.

К разрешенной деятельности относятся строительство, эксплуатация сооружений хозяйственного и иного назначения, при условии, что они имеют центральную систему канализации, систему отвода сточной воды и жидкости, оборудования для сбора и фильтрации отходов и сточных вод.

Собственность объектов водного фонда

Субъектами в данном случае могут выступать:

  • Российская Федерация,
  • Отдельные ее субъекты,
  • Муниципальные образования,
  • Физические лица, использующие землю и водные поверхности для собственных нужд,
  • Юридические лица, использующие землю и водный фон для предпринимательской деятельности, при наличии специальной лицензии.

Все водные объекты, а также земли из водного фонда относятся к федеральной собственности.

Административные образования, физические и юридические лица имеют отдельные права на обособленные водные объекты. К водному фонду субъектов Российской Федерации относят только те водные территории, которые полностью располагаются в рамках данного субъекта и не принадлежат собственности федеральной.

К частной собственности относят объекты, которые располагаются на небольшой площади, не примыкают к другим водным объектам, не имеют протоков, являются замкнутыми и обособленными.

Аренда территорий водного фонда

Аренда части водного фона для собственных нужд возможна при заключении договора водопользования. Аренду часто используют с целью получения ресурсов, использование территории для проведения профилактических и восстановительных оздоравливающих мероприятий, использование территории для генерации электроэнергии.

Данный договор со стороны арендодателя имеет возможность подписать следующие инстанции:

  • Федеральное агентство водных ресурсов,
  • Органы местной администрации ( для объектов муниципальной собственности)

ВАЖНО в договоре аренды водоохраняемой зоны следует указывать подробные сведение о передаваемом объекте, цели и срок пользования, ответственность сторон, порядок и размер ежемесячной платы, а также условия изменения и прекращения действия договора. Такой договор в обязательном порядке подлежит регистрации в Государственном водном реестре

Все отношения в рамках использование земель водного фонда регулируются Гражданским и Водным кодексом РФ.

Для оформления аренды водной территории необходимо помимо заявления предоставить в государственные органы следующие документы:

  • Копии паспорта либо учредительного документа для юридического лица,
  • При необходимости доверенность на предъявителя,
  • Описание действий, которые планируются на водном объекте, и действий, которые будут направлены на сохранение и восстановление водных ресурсов,
  • Схема расположения зданий и сооружений на выделяемой территории,
  • Техническая информация обо всех видах оборудования, которые будут установлены на выбранном объекте,

Заявка рассматривается до 2 месяцев, после ее согласования с федеральными органами принимается окончательное решение и заявителю направляется результат рассмотрения.

Источник: https://prodatkvartiry.ru/zemelniy_ychastok/zemli-vodnogo-fonda-ponyatie-sostav-i-celevoe-naznachenie/.html

Ст. 102 ЗК РФ. Земли водного фонда. Категории, использование и охрана земель водного фонда

Категория земель водного фонда

Земля считается основной составляющей окружающей среды. Она рассматривается как пространственный базис, на котором размещаются разные элементы материального мира. К важным элементам относится вода, которая имеет огромное значение для жизни современного общества.

Она представляет собой ограниченный, но в то же время возобновляемый природный ресурс. В связи с этой замечательной особенностью появилась потребность в организации и охране земель водного хозяйства. Что делается для решения этой проблемы в XXI в.?

Структура водного фонда

При рассмотрении земель водного фонда необходимо несколько слов сказать о водных объектах. Что подразумевается под этим термином? Водный объект является основным элементом водного фонда. Это скопление поверхностных вод в границах некоторого рельефа местности или подземных вод в любых недрах, обладающих качествами водного режима.

В любой объект, кроме участков, занятых водой, включаются водоохранные и береговые зоны, подстилающие породы и т. д. Вот почему земли водного фонда — это не просто реки, моря!

В земли водного фонда РФ входят все водные объекты, размещенные на территории государства, что устанавливается статьей 7 ВК РФ. Они включают поверхностные воды, подземные и термальные воды, ледники и снежный покров, территориальные и морские воды. Рассмотрим структуру земель водного фонда РФ.

Как видно из диаграммы, самый большой размер занимают морские и территориальные воды. Они составляют 93,4%. Наименьшую площадь охватывают поверхностные воды — 0.4%. А между тем, именно эти объекты представляют особую ценность. К ним относятся реки, озёра и другие источники пресной воды.

Юридическое значение

Правовое положение земель устанавливается порядком учёта, организации, мониторинга, а также охраны земельных ресурсов, который регулируется действующим законодательством РФ. Земли водного фонда включают площади, занятые водными объектами, а также участки, на которых размещаются различные сооружения для их обслуживания.

Другими словами, правовой режим земель водного фонда характеризуется порядком учёта, организации и охраны водных ресурсов, который регулируется Водным законодательством РФ. К важным актам относятся ЗК РФ, ВК РФ, ФЗ №69, ФК №141.

Водное законодательство

Основным документом действующего законодательства считается ВК РФ, в котором содержится информация о водных объектах. ВК РФ определяет форму права земель водного фонда, устанавливает порядок организации и охраны водных ресурсов, назначает меры пресечения за нарушение Водного законодательства.

Важными документами считаются ФЗ №369 и ФЗ №141, в которых вносятся изменения в ЗК РФ. Кроме того, существует много нормативных актов, указов, регулирующих организацию земель водного фонда.

Распределение по категориям

Государственный земельный кадастр РФ (ГЗК) занимается учётом и регистрацией водных объектов. Что обозначает категория земель водного фонда? Согласно ст.7 ЗК РФ, все земельные ресурсы по целевому назначению подразделяются на отдельные части, которые считаются категориями. Выделяют семь основных категорий. Рассмотрим распределение земель РФ по категориям.

Как видно из диаграммы, земли водного фонда составляют 1.6%. Этот фонд, согласно ст. 102 ЗК РФ, включает следующие элементы:

  1. Поверхностные воды.

  2. Площади, переданные под разные сооружения, которые обслуживают водные объекты.

Все существующие водные объекты РФ подвергаются кадастровому учёту и регистрации в специальном реестре сведений, согласно ст. 79 ВК РФ. Этими процедурами занимается Государственный водный кадастр (ГВК). Фонд находится под защитой и охраной государства.

ГВК является информационным, систематизированным реестром сведений, который содержит всю информацию о водных ресурсах РФ, об основных водопотребителях и водопользователях. ГВК ведётся по единой системе на основе данных учёта.

Кадастровый учёт

Все земли водного фонда РФ подвергаются кадастровому учёту независимо от формы права и целевого назначения. Учётом занимаются ГЗК И ГВК. ГЗК осуществляет учёт по категориям. (Распределение земель по категориям рассматривается выше).

Кадастровому учёту подлежат все объекты, постоянно занятые водой. Из внимания исключаются временные объекты, которые появляются в результате выпадения осадков или действия ледников. Данные учёта используются для регистрации объектов в реестре сведений, для составления различных статистических отчётов и т. д.

Регистрация

Регистрация земель водного фонда проводится в специальном информационном автоматизированном реестре сведений. В нём содержатся все данные о водных объектах РФ.

На основании этой информации заполняется различная документация, оформляется право собственности, осуществляется контроль и надзор за состоянием объектов, своевременно выявляются нарушенные и загрязнённые объекты и т.д. Эта процедура осуществляется ГЗК и ГВК.

Правовая форма

Земли водного фонда РФ предоставляются в собственность и пользование согласно действующему Водному законодательству. Все объекты передаются в собственность и пользование субъектам РФ, муниципальным и государственным организациям, физическим и юридическим лицам согласно ст. 24,25 ВК РФ.

Все субъекты РФ перечислены Конституцией РФ. ВК РФ устанавливает порядок передачи субъектов в собственность и пользование, регулирует заключение договора водопользования, определяет размер оплаты за использование объекта и т. д.

Организация водного фонда

Рациональное использование земель водного фонда РФ — это одна из основных проблем XXI в. В последнее время появилось много перспектив для её решения. Рассмотрим организацию водного фонда РФ.

Водные ресурсы расходуются для сельскохозяйственных нужд, коммунально-бытовых, для нужд промышленности, транспорта, отдыха и спорта. Как видно из диаграммы, самым большим водопотребителем считается тепловая и атомная энергетика. Ими используется 49% расходуемых запасов.

Законодательство устанавливает порядок резервирования источников коммунально-бытового водоснабжения, регулирует применение объектов для нужд транспорта, определяет правила использования объектов для спорта и отдыха. Выполняется водохозяйственное и гидротехническое районирование территории РФ.

Мониторинг

В последнее время огромное внимание уделяется мониторингу земель водного фонда. Это связано с ростом промышленного производства, сокращением запасов питьевой воды. Потребности человека в водных ресурсах растут; реки, моря и другие объекты загрязняются, осушаются, исчезают.

Мониторинг земель водного фонда осуществляет надзор за состоянием объектов; позволяет выявить загрязнённые и нарушенные земли водного хозяйства; своевременно планировать природоохранные и водоохранные мероприятия.

Охрана

В XXI веке во всём мире большое значение приобрела охрана окружающей среды. Охрану земель устанавливает ЗК РФ. В последнее время широкое распространение получила охрана водных ресурсов, которая регулируется ВК РФ, ФЗ №242, 257, 282 и другими актами.

Водное законодательство осуществляет контроль водных объектов со стороны субъектов РФ, государственных организаций, органов местного самоуправления; устанавливает перечень объектов, подлежащих надзору; определяет меры по исчислению вреда, причинённого водному хозяйству.

Регулируется порядок оптимального воздействия на любой объект. Определены нормативные показатели качества воды. Применяются новые безвредные промышленные технологии.

Меры пресечения

Лица, нарушившие водное законодательство подлежат материальной, административной, уголовной ответственности, если их вина будет доказана. Вред, причинённый водным объектам, должен быть возмещён в добровольном и судебном порядке, согласно ст. 68, 69 ВК РФ и другим актам.

Например, материальная ответственность за факт загрязнения водного объекта, составляет:

  • Для физических лиц — до 20 базовых величин.
  • Для юридических лиц — до 500 базовых величин.

В XXI веке сделано многое для рациональной организации и охраны земель водного хозяйства.

Проводятся различные водоохранные мероприятия, выдаются специальные нормативные акты, контролирующие восстановление, возобновление и функционирование водных объектов.

Определены меры пресечения за нарушение Водного законодательства. И программа по эффективному использованию и мониторингу земель водного хозяйства будет совершенствоваться в дальнейшем.

Источник: https://FB.ru/article/287858/st-zk-rf-zemli-vodnogo-fonda-kategorii-ispolzovanie-i-ohrana-zemel-vodnogo-fonda

Земли водного фонда

Категория земель водного фонда
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Земельное право » Категории земель » Земли водного фонда

Земли водного фонда – это те земельные участки, которые находятся на территории водных объектов (море, пруд, реки, озера, водохранилища и т.п.), а также различные водоохранные здания и сооружения, полосы отвода водных объектов, различные водно-технические объекты.

У всех земель, согласно действующему законодательству, имеется свой определенный статус. Так, порядок эксплуатации земельных участков, относящихся к водному фонду, осуществляется не только по Земельному кодексу, но Водному кодексу России.

Вам нужна помощь юриста по земельному праву?

Понятие и виды таких земель

Земли водного фонда – это те земельные участки, которые находятся на территории водных объектов (море, пруд, реки, озера, водохранилища и прочие), а также различные водоохранные здания и сооружения, полосы отвода водных объектов, различные водно-технические объекты. Несмотря на то, что согласно Водному кодексу РФ водные ресурсы являются природными и возобновляемыми, они все равно остаются уязвимыми и ограниченными. Именно поэтому контроль за их использованием осуществляется государством.

Земли водного фонда делятся на несколько видов, которые четко описаны в Водном кодексе РФ:

  • сам водный фонд;
  • акватории;
  • объекты;
  • ресурсы;
  • хозяйство;
  • режим.

Земли водного фонда (или водный фонд) – это все объекты, а точнее их совокупность, которые находятся на территории Российской Федерации. По сути, под понятием водного фонда понимаются все существующие его виды.

Акваторией же называют все водные просторы, которые находятся рядом, в пределах любого водоема, каким бы образом он не был создан: хоть естественными путем, хоть искусственным. Объектами водных земель называют все водоемы, которые обладают признаками, позволяющими признать их водными землями.

Под водными ресурсами в Водном кодексе РФ понимаются все водные ресурсы (как внешние, так и внутренние), которые могут быть использованы, используются, находятся под охраной государства. К ним, например, относятся подземные ключи с питьевой водой.

Под водным хозяйством следует понимать всю деятельность, которая имеет отношение к использованию, изучению, охране водных объектов и их ресурсов, а также ликвидации водных катастроф. Водный режим – это уровень воды в водоеме (любом водоеме, существующем на территории страны), который может изменяется в большую или меньшую сторону.

Правовой режим земель водного фонда определяется действующим законодательством, находится на контроле у государства, ему же подведомственен.

Состав земель водного фонда условно подразделяет все водные земли на две больших категории:

  • Общего пользования. Это те земли, которые находятся в собственности государства или его представителей (муниципальные и федеральные органы власти), которые могут быть использованы всеми желающими в своих целях, для удовлетворения своих бытовых нужд. При этом юридическим лицам запрещено осуществлять какую-либо деятельность коммерческого характера на объектах водных земель. Физические же лица должны иметь беспрепятственный доступ к землям такого вида, поскольку это указано в Водном кодексе России.
  • Особо охраняемые. Это те земли, которые находятся на особом контроле у государства. На них обычно расположены объекты технического характера, которые осуществляют деятельность по водозабору, изучению вод, а также объекты, которые осуществляют деятельность научного, культурного, эстетического, рекреационного и другого значимого характера. Физические лица использовать такие земли для своих нужд не могут.

Водные объекты, их виды, береговая линия и ее определение

Земли водного фонда имеют ряд своих объектов, которые находятся на контроле у государства, прописаны в действующем законодательстве. Так, все существующие объекты, согласно Водному кодексу России, делятся на две большие категории: подземные и поверхностные. Их описание и правовое положение указаны в статье 5 действующего Водного кодекса РФ.

Согласно этой статье к объектам, которые находятся над землей, относятся:

  • все морские части (как само море, так и то, что на нем расположено, все его проливы или заливы, пристани, порты и прочие объекты);
  • все существующие водотоки и водоемы (пруды, заводи, ручьи, реки, водохранилища, болота и прочие);
  • все выходы подземных водотоков (имеются в виду ключи, родники, гейзеры, колодцы и прочие);
  • объекты со льдом и снегом (к примеру, ледники на вершинах гор).

Все эти объекты относятся к государственной собственности, если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами в конкретном субъекте федерации. Их границы устанавливаются согласно законодательству. К объектам поверхностных водных земель относят не только сами водные объекты, но и прилегающие к ним территории, которые называются береговой линией.

Для каждого из существующих объектов границы устанавливаются отдельно. Так, границей морской территории является стабильный уровень воды в море, а если он изменяется за счет отливов и приливов, то по линии максимально возможного отхода вод.

Границы болот определяются по торфяным залежам на максимально возможной глубине, а рек и прочих водотоков – по замеру уровня воды, когда водотоки не скованы льдом. При этом за основу берутся данные, собранные в течение многих лет, а не только одного года.

Все существующие стоячие водоемы имеют свое определение границы, выявление которых осуществляются путем замера естественного уровня воды. Согласно статье 5 Водного кодекса РФ к объектам, находящимся под землей, относятся:

  • водные карманы и водоемы подземного характера;
  • подземные водостоки, ключи, течения.

Границы водных земель, находящихся не на поверхности, устанавливаются исключительно действующим законодательством, в частности, об использовании природных недр.

Перевод и изъятие земель водного фонда. Охрана таких земель

Правовой режим земель водного фонда установлен таким образом, что большая часть объектов таких земельных участков находится в федеральной собственности. Частным лицам, муниципалитету, юридическим лицам могут принадлежать или находится в их собственности лишь небольшие водоемы или пруды, прилегающая к ним территория, в том случае, если находятся они в частной собственности этих лиц.

При этом законодательством предусмотрено принудительное отчуждение как водного объекта в пользу государства, так и прилегающего земельного участка, поскольку одно без другого существовать не может. Примечательно, что такие участки земли не могут быть разделены на части, отчуждению подлежит весь участок в пределах его границ.

Согласно статье 6 Федерального закона РФ № 172 земли, которые находятся не в государственной собственности, могут быть изъяты и переведены в другую категорию, в том числе и категорию водного фонда, в тех случаях, когда это требуется для реализации государственных нужд. При этом обязательно учитываются все нормы, особенности и нюансы действующего законодательства.

Согласно все той же 6 статье Федерального закона № 172 перед тем, как уведомить землевладельца, кем бы он ни был (имеется в виду юридическое или физическое лицо), органы местного или федерального управления осуществляют перевод земель из категории в категорию, чтобы их можно было использовать согласно задуманной цели.

Перевод земель водного фонда в другую категорию возможен только в том случае, если водные объекты на этих землях утрачивают свой статус «водных» и только в рамках действующих нормативно-правовых актов.

Согласно же Земельному кодексу России органы местного самоуправления или федеральные органы власти имеют право для постройки или создания любого искусственного водоема (в том числе и водохранилища) не изымать земельные участки у собственников, а реквизировать во временное пользование, то есть ровно до тех пор, пока не будет закончена работа по созданию водоема.

Сроки в законодательстве прописаны не слишком четко: реквизирование земельных участков может занять от двух до двадцати лет, в зависимости от того, кто является собственником земли, а также какого именно масштаба и назначения задумывается водный объект.

Примечательно, что в рамках Водного кодекса России, предусмотрено право собственности на водные объекты, как физических, так и юридических лиц, представителей органов любой власти. При этом право собственности прекращается одновременно с утратой прав на земельный участок, на котором и находятся водные объекты.

Основные особенности охраны земель водного фонда находятся в юрисдикции действующего водного законодательства, которое включает в себя как отдельные части Земельного кодекса России, так и Водный кодекс РФ, а также любые другие нормативно-правовые акты федерального и местного значения, где прописаны правила использования водных земель и объектов. Охрана водных земель осуществляется исключительно на основании действующего законодательства.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/kategorii-zemel/zemli-vodnogo-fonda.html

Земли водного фонда: понятие, виды, состав и правовой режим

Категория земель водного фонда

Категория земель водного фонда — это группа территорий, на которых осуществляются уполномоченными органами меры по регулированию и защите. Министерству природных ресурсов и экологии вменено в обязанности предпринимать природоохранные меры на данных площадях.

Понятие и виды земель водного фонда

Элементы, которые введены в структуру территорий водного фонда, перечислены в Водном Кодексе РФ. Статьи данного документа оговаривают, что эти земли имеют в своем составе водные объекты, ресурсы, а также береговые полосы, водозаборные зоны и гидротехнические сооружения.

Участки, относимые к водному фонду, определяются как возобновляемые, но из-за уязвимости природных ресурсов и их ограниченности, на территориях действует особый правовой режим, регулируемый законодательством.

Состав земель водного фонда

Территории, относимые к землям водного фонда, делятся на 2 большие группы:

  1. Естественные водоемы и заполненные водой площади.
  2. Участки, прилегающие к водным объектам и используемые физическими и юридическими лицами для обслуживания.

Территории второй группы, свою очередь, делятся на мелкие подгруппы в зависимости от своего наделенного функционала. Они могут:

  • обеспечивать население питьевой водой;
  • использоваться для оздоровительных нужд;
  • применяться для добывания технической воды для сфер промышленности и сельского хозяйства;
  • использоваться энергетическими компаниями;
  • служить в роли рыболовных комплексов.

Защита данных земель от нерационального использования и несоблюдения норм экологической безопасности осуществляется природоохранными службами. Особенный охранный режим устанавливается на территориях федеральными и муниципальными законодательными актами.

Водный объект, поверхностные объекты и береговая линия

Водный объект — это искусственная или естественная территория, свойства и особенности которой подразумевают необходимость введения особого режима.

Элементы данной категории определены в Водном Кодексе РФ: в их число включаются водные территории, располагающиеся над поверхностью земли, и воды, протекающие или содержащиеся под землей.

Поверхностные воды

Эта группа включает в себя наземную и водную территории в зоне береговой линии:

  • морские территории;
  • реки, крупные ручьи;
  • водохранилища;
  • водоемы;
  • болота;
  • естественные снеговые отложения;
  • ледники.

Объекты могут быть как искусственного, так и естественного происхождения, они составляют единую экосистему с землями водного фонда, поэтому на данных площадях вводятся особый правовой режим и правила пользования, защищающие природные ресурсы.

Подземные воды

К данной подгруппе относятся подземные бассейновые расположения, а также воды, протекающие постоянно или после осадков в горных массивах и расщелинах.

Береговая линия

Данный ландшафтный элемент также включается законодательством в перечень водных объектов. Береговая линия представляет собой охраняемую законодательством естественную полосу суши.

Фактически эти участки относятся к зоне непосредственного водного объекта, который они обрамляют, но на них допустима организация оздоровительной или хозяйственной деятельности, если она не противоречит установленным законодательством правилам.

Правовой режим

На территориях фонда действует введенный Земельным Кодесом правовой режим, заключающийся в требовании соблюдения установленных норм. Они регулируют правоотношения между государством и лицами, которые осуществляют хозяйственную деятельность на выделенных участках данной категории.

Перевод земель водного фонда в иные категории может быть осуществлен в следующих случаях:

  • при формировании участка с особо охраняемой зоной;
  • при расширении площади городов и поселков;
  • при переносе федеральных или муниципальных объектов;
  • при наличии территориальных изменений, делающих использование водного объекта невозможным.

Не все земли, принадлежащие к фонду, разрешено переводить в иные категории. Запрет на переход наложен законодательством на следующие объекты:

  • изъятые из оборота площади (например, имеющие культурно-историческую ценность);
  • земли, на оборот которых наложено временное ограничение;
  • земли, находящиеся в распоряжении организаций, осуществляющих обслуживание населения (например, ГЭС или очистные сооружения);
  • территории, перемещенные в резерв.

Решение о переводе земель в иные категории решается на федеральном и муниципальном уровне на основании присутствия участка в специальных реестрах.

Право собственности

Согласно ЗК и ВК, участки, прилегающие или имеющие на своей площади замкнутые водные пространства, могут находиться в собственности у частных и юридических лиц. В таком случае территории выполняют хозяйственный функционал и могут быть проданы или переданы во владение вместе с расположенными на них прудами, карьерами и иными искуственными водоемами.

Важно отметить, что объектом купли продажи в этих случаях могут быть только замкнутые элементы: реки, озера не могут быть отчуждены вместе с прилегающими территориями, поскольку являются государственной собственностью и принадлежат к категории объектов общего пользования. Передача в собственность может быть осуществлена, если водоем, расположенный на участке:

  • имеет незначительные размеры;
  • не имеет протока к иным водоемам;
  • имеет замкнутую береговую линию.

При соблюдении всех перечисленных факторов, участки могут быть куплены, проданы, переданы в наследство или подарены. Если территория не является собственностью, пользоваться ей в хозяйственных нуждах и физическим, и юридическим лицам разрешается только на правах сервитута.

Охрана территорий водного фонда

Для обеспечения щадящего и рационального использования природных ресурсов на землях осуществляются охранные мероприятия, особенности которых подробно прописаны в ВК РФ. Помимо соблюдения мер по контролю за оборотом и пользованием территорий, входящих в данную категорию, государство требует от собственников и руководителей соблюдения мер по защите имеющихся ресурсов.

Законодательством определены элементы, требующие особенных мер по защите: это береговая линия и природоохранные зоны, прилегающие непосредственно к водным объектам.

Охраной данных земель занимаются Министерство природных ресурсов и экологии, подчиненные ему федеральные ведомства, муниципалитеты, а также собственники.

При фиксировании нарушений санитарных и природоохранных норм, следует ограничить эксплуатацию водного объекта и прилегающих к нему участков.

Источник: https://sempravo.com/zemlya/zemli-vodnogo-fonda.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.