Что такое местные налоги

Местные налоги: виды, структура и особенности

Что такое местные налоги

Органы местной власти отечественным законодательством также наделены ограниченными полномочиями для того чтобы устанавливатьна подконтрольной им территории местные налоги и сборы.

Предоставление такого полномочия обусловлено отсутствием возможности в полной мере за счет республиканского и регионального бюджета обеспечить интересы базовых муниципальных округов, ввиду чего местное налогообложение и формирование местного бюджета призвано обеспечить именно местные интересы населения и территориальной единицы в целом, способствовать ее развитию.

Местные налоги и сборы – платежи, обязательные к уплате которые устанавливаются местной властью базовой административно-территориальной единицы в пределах прав и полномочий предоставленных таковой власти федеральным налоговым законодательством и НК РФ.

Как федеральные и региональные, налоги и сборы местного взимания входят в систему налогообложения Российской Федерации.

Характер таких налогов и сборов не отличается от иных обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджеты вышестоящих уровней, носят ярко выраженный фискальный характер и призваны обеспечить материально расходы муниципального бюджета.

Система местных налогов и сборов

Система местных налогов и сборов также предусмотрена НК РФ и представлена исчерпывающим перечнем, как самих налогов, так и сборов. Государственная власть в лице местного самоуправления не может выйти за рамки этого перечня и установить дополнительные сборы либо налоги местного взимания.

Местные налоги представлены в виде налогов:

  • федеральных;
  • региональных;
  • местных, введенных в действие органом самоуправления в пределах муниципалитета.

К местным сборам относят сборы:

  • Федерального уровня;
  • местного уровня.

В рамках региона введение сборов не предусмотрено НК РФ, а соответственно недопустимо, ввиду чего система сборов на территории всей страны представлена двумя уровнями.

Виды местных налогов и сборов

К местным налогам можно отнести следующие:

1. Земельный налог. Российская система налогообложения предусмотрела введение этого налога с целью стимулировать рациональное использование земель со всеми вытекающими последствиями, а также в целях развития инфраструктуры на местах. Нормативная база состоит из двух уровней:

  • законы федерального уровня;
  • акты, издаваемые представительными органами на местах.

Для городов федерального значения, к которым относятся Москва, Санкт-Петербург, имеются свои особенности, однако они больше касаются порядка введения в действие указанного налога.

Устанавливая земельный налог, власть, чьим решением он вводится, также определяет:

  • налоговые ставки;
  • порядок уплаты;
  • сроки уплаты.

При необходимости ими же могут быть предусмотрены в этих же законах:

  • льготы по уплате налога;
  • основания предоставления льгот;
  • порядок предоставления льгот;
  • величина суммы, которая не подлежит налогообложению у отдельных категорий налогоплательщиков.

Налогоплательщиками налога на землю являются:

  • юридические лица – организации;
  • физические лица.

Важным критерием для отнесения их к числу налогоплательщиков является наличие земельного участка, который им принадлежит на оном из следующих прав:

  • собственности;
  • пользования на постоянной основе;
  • пожизненного владения, передаваемого в порядке наследования.

Физические и юридические лица, осуществляющие использование участков земли в соответствии с договором аренды либо по праву безвозмездного срочного пользования, исключаются из числа налогоплательщиков такого налога.

Объектов уплаты налога на землю признается участок земли, который территориально относится к муниципальному образованию, где властями самоуправления введен в действие такой налог. Исключением из этого правила выступают участки земли, которые:

  • по законодательству РФ были изъяты из оборота;
  • по законодательству РФ были ограничены в обороте.

2. Налог на имущество физических лиц.

Субъектами уплаты имущественного налога являются граждане (не только российские), выступающие собственниками имущества, которое в соответствии с федеральным законом облагается налогом. К такому имуществу причисляют:

  • жилой дом, квартира либо комната;
  • дача;
  • гараж;
  • иные строения, сооружения и помещения, а также доли в праве собственности на вышеперечисленное имущество.

Исчисление размера налога зависит от налоговой базы, которая ежегодно по состоянию на 01.01. рассчитывается в соответствии с суммарной инвестиционной стоимостью.

К местным сборам относятся лишь сбор с торговли. Однако действие права установления местным самоуправлением территориально ограничен. Такой сбор может вводиться лишь на территории нескольких административно-территориальных единиц, а именно:

  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Севастополь.

Структура местных налогов и сборов

В структуру местных налогов и сборов в широком смысле входит совокупность обязательных платежей, которые:

  • едины для всей территории РФ;
  • охватывают отдельные регионы;
  • имеют действие в рамках конкретного муниципального округа.

В узком смысле местными налогами и сборами признаются обязательные платежи, которые установлены органами самоуправления и взимаются только на территории муниципалитета в соответствующий бюджет.

Принципы местных налогов и сборов

Местные налоги и сборы существуют и действуют по общим принципам всей налоговой системы страны. К числу таковых относятся следующие принципы:

  1. Принцип справедливости. При введении в действие того или иного налога в расчет должно приниматься наличие объективной возможности у целевой группы налогоплательщиков уплачивать налог (сбор);
  2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Обязанность уплачивать платежи в бюджет при наличии законных оснований лежит на неопределенном круге лиц, которые равны в своих правах и обязанностях. Не допустимо необоснованное освобождение одних плательщиков от уплаты налога (сбора) и одновременном взимании его с других при одинаковых условиях.
  3. Принцип экономической обоснованности. Установление налогов не может носить стихийный и произвольный характер, а должен иметь обоснование с экономической точки зрения. Их введение не должно посягать на права и свободы граждан, предусмотренные Конституцией РФ.
  4. Принцип единства экономического пространства РФ. Налоги (сборы), которые каким-либо образом посягают на целостность экономического пространства страны, недопустимы. Обязательные платежи в бюджет не могут прямо либо косвенно влиять на свободу передвижения в пределах страны, как товаров (работ, услуг), так и финансовых средств. Любое препятствие допускаемой законом предпринимательской деятельности путем введения обязательных платежей запрещено.
  5. Принцип соблюдения порядка установления налога (сбора). Налоги (сборы) которые не предусмотрены в НК РФ либо введены в действие с нарушением порядка не подлежат уплате.
  6. Определенность налоговой обязанности. Нормативно при введении в действие обязанности по уплате в бюджет должны быть закреплены все элементы налогообложения. Формулировка налоговых правовых норм должна быть четкой, чтобы налогоплательщик четко знал за что, сколько, когда требуется уплатить в бюджет соответствующий налог.
  7. Презумпция толкования налоговых сомнений в пользу налогоплательщика. При наличии размытых формулировок и сомнений в налоговых нормах их толкование осуществляется в пользу налогоплательщика.

Особенности местных налогов и сборов

Несмотря на схожесть местных налогов и сборов с общей характеристикой всей российской налоговой системы, местные налоги и сборы имеют свои отличительные особенности:

  • средства, поступающие в соответствующий местный бюджет, подлежат расходам исключительно на нужны самого муниципального образования;
  • налоги местного удержания аккумулируются в местном бюджете, вышестоящие бюджеты уровня региона или федерации распределяются в определенных пропорциях между всеми тремя уровнями, в том числе и местном.
  • решение о введении и взимании соответствующих платежей лежит сугубо на местных органах власти;
  • контроль за использование средств местного бюджета также осуществляется на местах органами самоуправления.
  • широкий спектр полномочий по правовому урегулированию местного налогообложения, который заключается в возможности снижать ставки по налогам, устанавливать тем или иным категориям плательщиков налога льготы и привилегии.

Порядок установления местных налогов и сборов

Введение в действие и отмена действия того или иного местного налога (сбора) осуществляется по правилам, предписанным отечественным налоговым кодексом, на основании законодательных решений органов осуществляющие представительские функции на базовом уровне. Такая компетенция органов местной власти закреплена 39 статьей федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления». Согласно этой норме местная власть вправе установить (отменить):

  • налоги (сборы) местного взимания;
  • льготные условия местного налогообложения отдельными категориями плательщиков.

Добровольность заключается в выражении гражданами своей воли на местном референдуме, собрании и т.д.

Взимание земельного и имущественного налога осуществляется также после принятия соответствующего решения на местном уровне. При этом такое решение не должно противоречить налоговому федеральному кодексу.
 С сайта advokat-malov.ru

Земельный налог

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности.

Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, а налоговой базой их кадастровая стоимость.

Величина максимальной налоговой ставки объектов, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом, приобретенных для личного подсобного хозяйства составляет 0,3%, а для прочих категорий объектов налоговая ставка не может превышать 1,5%.

Налог на имущество физических лиц

Налогоплательщиками являются физические лица – собственники имущества: жилых домов, квартир, дач, гаражей.

Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения.

Торговый сбор

Торговый сбор уплачивается фирмами и предпринимателями за ведение торговой деятельности, в отношении которой установлен сбор, на предназначенных для этого объектах движимого или недвижимого имущества.

От уплаты сбора освобождаются предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, а также плательщики, работающие на ЕСХН.

Если же на территории муниципального образования или городе федерального значения введен торговый сбор, то не допускается применение ЕНВД.
 С сайта audit-it.ru

В этой статье вы узнали, что такое местные налоги. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок».

Источник: https://www.cherlock.ru/articles/mestnie-nalogi

Местное налогообложение

Что такое местные налоги

Местное налогообложение – группа налогов, которые взимаются не центральными органами власти, а муниципалитетом (местными органами). Местное налогообложение может иметь различные формы – налог на имущество, местный подоходный налог, налог на продажи, подушевой налог и так далее.

Местное налогообложение: история формирования

Появление местного налогообложения в РФ приурочено еще к созданию первых местных самоуправлений (земств). Земские повинности (налоги) внедрялись постепенно. При этом в начале 19 столетия они взимались с населения без каких-либо особых правил, а их объемы устанавливались муниципалитетом (местной властью).

Первым актом, в котором упорядочивалось местное налогообложение, был Указ императора Александра 1 мая 1805 года. В основу этого документа легло прошлое Положение о земских повинностях. Разница была лишь в том, что теперь появлялись временные и ежегодные взносы. Кроме этого, было принято решение о разделении на добровольные обязательные налоги.

В дальнейшем с 1808 по 1816 года в системе земских повинностей было множество изменений, которые касались натуральных и финансовых повинностей. В частности, они были разделены на две формы – частичные и общие.

В 19 веке действовала в России и другая форма земских повинностей – натуральная. В этом случае выплаты производились не деньгами, а личной работой с учетом поставленных муниципалитетом и правительством задач.

Одной из главных была дорожная повинность, исполнение которой учитывалось в качестве местного налогообложения. Подобный вид налогов являлся обязательным для обычных людей (мещан и крестьян).

Что касается купцов и других почетных граждан, то они от подобных работ освобождались.

В 1851 году на территории России начинают действовать новые законы в отношении земской повинности. С этого года все они были разделены на государственные (общие) и местные. Первые направлялись на покрытие нужд населения  империи в целом, а вторые – на губернии (группы областей).

После отмены крепостного права в 1864 год была проведена земская реформа, которая подразумевало упорядочение местных налогов. При этом в части земских повинностей остались только местные налоги, не входящую в общую финансовую систему страны и не подчиняющиеся общему управлению.

Также с 1864 года был увеличен список земских повинностей, разделяемых на две категории – обязательных и необязательных. К первой относились удержание закладов и мировых судей, военные повинности и так далее.

Также увеличился объем губернских налогов (повинностей), к примеру, удержание на медицинские заклады, опекунские органы и так далее.

Сразу по завершении Октябрьской революции в 1917 году старая форма земского самоуправления перестала действовать. На ее место пришла другая – местные советы.

К середине 1918 года были созданы Временные правила, касающиеся регулирования земского налогообложения. На тот период они имели наиболее простую форму по причине неразвитости местного аппарата.

Так, существовали только поголовные налоги, сборы со скота и жилых зданий (помещений) вне города.

В 1923 году список внешних налогов был уточнен и в нем появилось пять новых надбавок к государственным налогам и еще 20 самостоятельных сборов и налогов. Уже в 1926 году появляется Положение о местных финансах (в нем предусматривалось четыре основных налога). При этом местные власти получали право вводить дополнительные налоги на основании законов (всего их было 14).

В 1930-1932 года была организована мощная реформа, которая подразумевала упразднение многих несущественных моментов. Так, список местных налогов был сокращен до двух – налога на строения и земельную ренту. В 1942 году к ним был подключен и колхозный сбор.

В дальнейшем перечень налогов долго время не менялся до 80-х годов 20-го века. Так, в 1981 году возникло три вида местных налога – на землю, на транспорт и на имущество.

В ряде стран СССР появился и единоличный сбор на колхозных рынках. Таким образом, в течение более чем полсотни лет в стране действовало всего четыре налога, которые не имели какого-то особого фискального значения.

Их удельный вес в общей группе доходов составлял лишь пару процентов.

Местное налогообложение: виды и особенности

Местное налогообложение на территории РФ и в других странах имеет некоторые отличия.

Так, за рубежом можно выделить четыре основные группы налогов:

1. Личные (собственные) местные налоги. Они устанавливаются муниципалитетом и действуют лишь на определенной территории (как правило, местного союза). К таким налогам относятся прямые и косвенные налоги.

К примеру, к ним причисляются налоги на личные доходы и прибыль организации (фирмы, компании), налоги на землю, налоги на покупки и профессии, местные акцизы и так далее.

Наибольшую роль играет имущественное налогообложение и налоги на прибыль (для компаний и частных лиц).

2. Надбавки к налогам государственного уровня в пользу муниципалитета. К этой группе относятся отчисления от общих для государства налогов, остающихся в местных бюджетах. Максимальный размер отчислений и надбавок, как правило, регулируют центральные органы власти.

3. Группа налогов, которые берутся в форме выплат за услуги. Они взимаются муниципалитетом за определенные услуги, предоставленные населению (канализация, газ, водопровод, электроэнергия, связь, организация автомобильных стоянок и так далее).

4. Группа налогов, отображающих особенности политики местной власти. К примеру, к таковым можно отнести экологические налоги. Особого фискального значения они не имеют, но оказывают существенное действие на охрану окружающей среды и возможность применения естественных ресурсов (в ограниченной форме).

Что касается Российской Федерации на данном этапе, то в стране (согласно норм, прописанных в статье 12) местные налоги – это те, которые установлены правовыми актами муниципалитета и Налоговым кодексом РФ. Такие налоги обязательны к выплате на территории определенных регионов.

В России с учетом статьи 15 Налогового кодекса есть два местных налога. Первый вид – это налог, который начисляется на имущество граждан (физических лиц). Второй – налог на землю (земельных налог).

Муниципальные органы власти (местное самоуправление) не могут устанавливать те виды налогов, которые не предусмотрены на законодательном уровне (Федеральным законодательством). В наиболее крупных городах, к примеру, Санкт-Петербурге или Москве налоги должны быть установлены и введены действием субъектов Федерации. При этом местные налоги всегда наполняют местные бюджеты.

Если брать долю местных налогов в общем консолидированном бюджете страны, то она несущественна и составляет до 2%. При этом средства, полученные от местного налогообложения – это всего часть доходов муниципалитета. Основным источником являются выплаты региональных и федеральных налогов.

На территории России есть 83 разных муниципальных формирования. Практически у всех них есть одинаковая проблема – прямая зависимость от центрального аппарата, а именно федеральной власти.

В большинстве случаев регионам недостаточно личных средств для покрытия текущих расходов. Как следствие, местные власти могут не справляться со своими обязательствами.

При достаточном обеспечении в плане финансов муниципалитет может гарантировать успешное решение многих вопросов.

В дальнейшем на законодательном уровне планируется убрать два вида налога (на имущество и на землю), заменив их одним – на недвижимость. Но пока данный процесс в зависшем состоянии по причине недостаточной развитости отрасли недвижимости.

Налог, который накладывается на имущество для граждан (физических лиц), регулируется на законодательном уровне. Плательщиками налогов являются все граждане, не относящиеся к юрлицам и имеющие во владении объекты налогообложения – гаражи, дачи, квартиры, дома и другие сооружения. Сюда же можно отнести механизмы, самоходные машины, пневмоходы и прочую технику.

Налоговые поборы с первой категории берутся с учетом стоимости объектов и обычно не превышают 0.1%. Что касается транспортного налога, то он зависит от мощности автомобиля. Вычисление размера налогов производят налоговые органы власти. Выплаты гражданами должны производиться в два периода – до 15 сентября и до 15 ноября.

Если постройка или транспортное средство новое, то налог должен быть выплачен в более ранее сроки – с начала года, который следует за годом покупки имущества. Если у автомобиля есть несколько хозяев, то налог платит тот человек, на которого произведена регистрация ТС.

За недвижимое имущество (сооружения, строения, помещения), которые перешли во владение по наследству, налог берется с наследников в момент вступления закона в силу. Если объект, который подлежит налогообложению, физически уничтожен, то налог можно не выплачивать с месяца, когда произошло событие.

Если права на объект налогообложения (сооружение, помещение, строение) переходят от одного лица другому, первоначальный владелец должен уплатить налог в срок с начала года до месяца, когда он потерял право собственности на имущество. Для нового владельца отсчет начинается с месяца, когда у него, соответственно, это право возникло.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/11964-mestnoe-nalogooblozhenie

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.